В 2014 году в столице ожидается ввод порядка 1,06 млн кв. м арендопригодных торговых площадей, прогнозируют аналитики Colliers International. Тем не менее рынок, считают они, далек от насыщения: по числу торговых "квадратов" на 1 тыс. жителей Москва отстает, например, от Петербурга и Екатеринбурга.

Москва для шопоголиков
 
За первые шесть месяцев 2014 года в Москве было введено в эксплуатацию на 46% больше новых торговых площадей, чем за весь 2013 год, 307,8 тыс. кв. м против 211,3 тыс. кв. м, подсчитали в Colliers International. Такой рывок обеспечен за счет открытия торговых центров "Вегас Крокус Сити" (владелец — Crocus Group Араса Агаларова), GoodZone (Immofinanz Group) и "Весна" (Central Properties и Alto Assets). В результате рынок торговой недвижимости Москвы вырос до 4,5 млн кв. м. 
 
В целом по России в первом полугодии открылось 15 качественных торговых центров общей площадью в 564,7 тыс. кв. м.
 
До конца года, прогнозируют в Colliers, в России откроется еще 2,2 млн кв. м, из которых на Москву придется порядка 750 тыс. кв. м (в том числе заявленный как крупнейший в Европе ТРЦ "Авиа Парк", в который инвестируют структуры Аркадия Ротенберга). То есть всего в стране в этом году может быть введено примерно 2,8 млн кв. м, только в Москве — 1,06 млн кв. м (рост примерно на 25% к показателю на конец 2013 года).
 
Несмотря на то что Москва традиционно считается самым лучшим российским городом для шопинга, по показателю обеспеченности жителей торговыми площадями она уступает не только европейским столицам, но и другим крупным российским городам. До 2014 года самым обеспеченными торговым площадями городом России аналитики называли Санкт-Петербург. Однако если все анонсированные планы девелоперов по срокам ввода в эксплуатацию новых торговых центров будут реализованы, то впервые за последние несколько лет Северная столица уступит лидирующее место по обеспеченности торговыми площадями, говорят в Colliers. Руководитель отдела исследований и консалтинга "Магазин магазинов" Андрей Васюткин при этом утверждает, что по этому показателю Екатеринбург уже сейчас вышел на первую строчку — 438 кв. м на 1 тыс. человек против петербургских 418 кв. м. По данным Colliers, на конец 2013 года на тысячу москвичей приходилось 352 кв. м торговых помещений.
 
Первенство уральского города подтверждает и начальник департамента торговых площадей JLL Татьяна Ключинская: "По нашим данным, на 1 тыс. екатеринбуржцев приходится 438 кв. м арендуемых площадей в ТЦ, на втором месте — Санкт-Петербург с 401 кв. м, на третьем — Самара с 391 кв. м".
 

Найдутся ли арендаторы
 
В Colliers считают, что, несмотря на увеличение предложения вакантность не превысит 4%. Директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank Юлия Соколова настроена не так оптимистично: "По нашим оценкам, в следующем году (когда в расчете будут учтены открывающиеся в 2014 году проекты) вакансия может вырасти до 7%, в два раза превысив нынешние 3,5%".
 
О том, что новые столичные торговые комплексы могут столкнуться с проблемой привлечения арендаторов свидетельствуют примеры недавно открывшихся торгово-развлекательных центров. Например, ТРЦ "Весна" и "Москворечье" до сих пор смогли найти арендаторов лишь на 60% площадей, а в ТРЦ "Гудзон" на момент технического открытия функционировал только гипермаркет "О’Кей".
 
"Уже сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда в процессе согласования договоров аренды девелоперы предоставляют потенциальным арендаторам скидки, например так называемый step-rent — дисконт от базовой арендной ставки на первые годы работы с постепенным повышением, или оговаривают другие дополнительные условия", — делится наблюдениями Соколова. При этом на ставках аренды эта тенденция пока не отразилась, но, чтобы собрать качественный пул арендаторов, девелоперам приходится быть гибкими при согласовании условий.
 
Эксперты отмечают, что на фоне рекордного ввода торговых площадей нынешний год может стать худшим с точки зрения активности инвесторов на рынке готовой коммерческой недвижимости. За первые шесть месяцев на покупку офисов, отелей, гостиниц и торговых объектов в России было потрачено на 57% меньше, чем в первом полугодии 2013 года (1,58 млрд против 3,65 млрд долл.), подсчитали в CBRE.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments