В отсутствие доступных кредитов торговые сети пересматривают планы. В 2015 г. доля товаров эконом-сегмента в ассортименте увеличится. Из-за валютных скачков цены вырастут: до 15% к уровню декабря.
Нестабильный рубль добавил розничной торговле сумятицы. Поставщики продуктов питания настаивают, чтобы сети разрешили им увеличивать цены раз в неделю. По словам Романа Заболотнова, генерального директора торговой сети "Монетка", ритейлеры склоняются к компромиссу. Каким он будет, никто пока сказать не берется:
+ Время захватывать рынки
Федеральную экспансию в ритейле сменяет региональная. Крупные сети стремятся существенно увеличить свою долю в отдельных субъектах Федерации. В 2014 г. сеть "Монетка" укрепляла свой бизнес в регионах, которые мы считаем приоритетными: Сибирском федеральном округе, Пермском крае, Башкирии. За 2014 г. (по состоянию на середину декабря) открыли 135 точек: четыре гипермаркета, остальные — магазины у дома (дискаунтеры) площадью по 500 кв. м. Рассчитываем к Новому году добавить еще десять — тогда в сети их будет ровно 700.
Конкуренция между торговыми сетями переходит в сферу логистики. В выигрыше компании, которые сводят к минимуму расходы на дос¬тавку и переработку грузов. Для этого им приходится инвестировать большие средства в строительство распределительных центров (РЦ) и транспортные перевозки. По этой причине "Монетка" весь 2014 г. отстраивала логистику. Чтобы быстро доставлять товары из РЦ в магазины, мы увеличили собственный автопарк до 400 единиц. Низкие цены на полке дискаунтера предполагают, что перевозка грузов должна стать максимально дешевой. Поскольку вариант с аутсорсингом ненадежен, приходится все делать самим. Компания вкладывается в IT системы, которые позволяют оптимизировать управление транспортом и товародвижением на больших складах.
Экономический кризис неминуемо приведет к увеличению расходов на еду. Сейчас их доля в семейном бюджете составляет 40 45%, а с падением курса рубля она может вырасти до 60 70%. В таких условиях главный критерий для покупателя — цена товара, то есть дискаунтер станет наиболее востребованным форматом. Это значит, что в 2015 г. у "Монетки" будет много дел. Мы намерены увеличивать долю продукции эконом сегмента за счет товаров private label или эксклюзивных условий поставщиков.
— Слишком много неожиданностей
Эмбарго на ряд импортных продуктов питания добавило проблем: пришлось менять поставщиков и перестраивать логистические схемы. Проиграли и продавцы, и покупатели. Адекватную замену товару найти непросто, а возить теперь нужно издалека — в результате цены растут. "Монетке", которая сама импортирует продукты категории фреш, пришлось отказаться от европейских фруктов и овощей в пользу поставок из Турции, Египта, Китая и стран Средней Азии. Но китайские яблоки уступают итальянским, а российские (Воронеж, Краснодар) сохраняют вкусовые качества короткое время — у отечественных производителей нет складских мощностей, позволяющих хранить их круглый год.
Из за падения рубля торговым сетям придется отказаться от товаров категории нон фуд, которые многие возят из Китая. Если раньше китайские предприятия предоставляли российским ритейлерам отсрочки платежа, то теперь требуют предоплаты. По каким ценам рассчитываться, пока непонятно. Не исключено, что сети "Монетка", продававшей в сезон по 15 тыс. велосипедов из КНР, в 2015 г. придется временно отказаться от своих планов по торговле нон фудом.
При возросших банковских ставках ритейлерам нет смысла брать кредиты — на конкурентном рынке их не отработать. Сейчас жалеем, что не успели вложиться в строительство распределительных центров. Если бы в ХМАО у "Монетки" был современный РЦ, позволяющий хранить продукты при разных температурных режимах, мы бы осваивали этот регион куда интенсивнее. В 2015 г. "Монетка" рассчитывает запустить 70 100 новых магазинов, хотя в пятилетнем плане, рассчитанном до 2018 г., цифра была намного выше.