С 1 января вступил в силу закон о маркировке товаров — ФЗ №487-ФЗ. Штраф за нарушения такого закона достигает 300 тысяч рублей. При этом список позиций, подлежащих маркировке, с начала года расширился и продолжает расти. Какие товары планируется маркировать в ближайшем будущем и как подготовиться к нововведению на рабочих местах без стресса, рассказал генеральный директор «Облачный ритейл» (бренд МТС Касса) Максим Исаев.
Какие товары подлежат маркировке в ближайшем будущем?
К маркировке алкоголя все уже привыкли и прекрасно работают с системой ЕГАИС. С марта к торговцам алкоголем уже начали присоединяться реализаторы табака. С 1 июля производители уже не выпускают немаркированные табачные изделия. И хотя пока еще можно продавать старые запасы немаркированного табака, с июля 2020 года продажа немаркированного табака полностью прекратится. С июня 2019-го в такой же ситуации оказались продавцы меховых изделий. С 1 июля началась регистрация участников оборота обувных товаров — немаркированную обувь запретят продавать в марте следующего года. Также 1 июля начался первый этап маркировки 7 видов лекарственных препаратов — мед учреждения, аптеки и производители аппаратов регистрировались в системе. Их маркировка стала обязательной с 1 октября.
Готовятся к маркировке продавцы, производители и импортеры других товаров. Некоторые товары, например, инвалидные кресла-коляски и велосипеды, маркируются с начала сентября этого года в качестве эксперимента. Оценка результатов эксперимента будет проводиться поэтапно. Для кресел-колясок с ручным приводом — до 1 декабря 2020 года, для электрических кресел-колясок — до 1 июня 2021 года, для велосипедов — до 30 июня 2020 года.
Такие же эксперименты с маркировкой товаров проводятся и с другими товарами: с мая по июль 2019 года стартовала экспериментальная маркировка фототехники (фотокамеры и лампы-вспышки), автомобильных покрышек, некоторых товаров легкой промышленности (одежда из кожи, женские блузки, женские и мужские пальто, постельное, столовое, туалетное и кухонное бельё) и парфюм (духи и туалетная вода). Обязательная маркировка этих позиций начнется уже скоро — с 1 декабря.
Продукты питания тоже постепенно будут маркироваться. Так, например, с 15 июля 2019 года экспериментально маркируется готовая молочная продукция: фасованное молоко, сгущенные виды молока, кисломолочная продукция, сыры и сливочное масло, мороженое и многое другое. Эксперимент продлится до 29 февраля 2020-го, и по итогам будет принято решение о маркировке других видов продуктов питания. Причем молоко, как продукт, подлежащий ветеринарному контролю, должен регистрироваться еще и в системе «Меркурий». Здесь контроль будет осуществляться так: качество молока до обработки на предприятии контролируется «Меркурием», после — готовая продукция маркируется и отправляется на полки магазинов. Такая же процедура будет применяться и к другим продовольственным товарам. Сейчас в очереди на эксперименты с маркировкой уже стоят некоторые виды напитков, питьевая вода, икра. Дата введения маркировки минеральной воды и начало эксперимента может быть определено на заседании Государственной комиссии в декабре.
Планируется, что к 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от табачных изделий до ювелирки.
Как это работает: система и коды маркировки
На товар из перечня еще на этапе производства будет наноситься код DataMatrix. Его можно будет получить в национальной системе маркировки «Честный знак». Производитель товара или его импортер печатает этикетку с кодом и наклеивает на упаковку готовой продукции. После этого все перемещения товара от производителя к торговой точке фиксируются в системе, так как код маркировки будет сканироваться с товара на всех этапах. После реализации единица товара удаляется из оборота.
Перестройка процессов потребуется не только производителям, но и розничным предпринимателям. Им придется также зарегистрироваться в системе маркировки, подключиться к системе электронного документооборота, модернизировать кассовое оборудование: приобрести 2D-сканер штрихкодов и обновить кассовую технику, чтобы она могла работать с системами маркировки. Большим плюсом станет наличие товароучетной системы с соответствующей программой.
Владельцам кнопочных онлайн-касс придется сложнее всего — им нужно будет перепрошивать свои кассы под каждый этап маркировки плюс устанавливать обновления вручную. Также кассы придется подключать к компьютеру и планшету, чтобы они могли работать с системой — иначе никак.
Владельцам смарт-терминалов — касс, похожих на планшеты — достаточно будет обратиться к производителю за обновлениями и купить 2D-сканер. Обновления эти часто платные — но не всегда. У нас в МТС, например, все обновления в кассах проходят бесплатно и автоматически. В некоторые модели касс уже встроен 2D-сканер. Значительно упростит работу с маркировкой товароучетная система — программа, подключаемая к онлайн-кассе. Через нее легко вести документооборот при приемке маркированных товаров и их учет в единой системе. Не нужно выходить на сторонние сервисы.
Несмотря на кажущуюся сложность и некоторые затраты, переход на торговлю маркированными товарами не так страшен для предпринимателей. Наоборот, он минимизирует появление на прилавках контрафактной или некачественной продукции, устраняет «серые» схемы и возможность хищения продукции и в конечном счете делает рынок более цивилизованным, а торговлю — более эффективной.
4 декабря состоится наше первое совместное мероприятие с vc.ru – для технологических компаний и ритейла. Узнать подробности. И подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Судя по той информации, которая приведена в статье, постепенно торговая сфера переводится на систему электронного документооборота. Помимо тех расходов, которые влечет за собой обязательная маркировка, производителям придется потратиться на обновление кассовой техники. Думаю, для крупных торговых сетей это не станет проблемой. А вот представители малого и среднего бизнеса, скорее всего, воспримут в штыки грядущие изменения.
Да в наше время маркировать стоит абсолютно любую продукцию, так как подделывают абсолютно все. Возможно, что маркировка нас хоть как то защитит от товаров ненадлежащего качества, которые могут привозить поставщики. но в любом случае нужно ,чтобы касса автоматом обновляла ПО и лучше, чтобы это было бесплатно
Бесплатно….где вы что сейчас найдете бесплатно-то….
ну, в МТС кассах грозятся все бесплатно обновлять, уже не знаю, точно там это так или нет
Точно :0)