Группа компаний Danone-Юнимилк расширяет присутствие в Свердловской области. Местным производителям это грозит сложностями со сбытом.
Oдин из крупнейших российских производителей молочной продукции ГК «Danone-Юнимилк» завершила покупку 100% акций Екатеринбургского городского молочного завода №1 (ЕГМЗ). Стоимость не раскрывается, по оценке агентства «Инвесткафе», она может составлять около 36,5 млн долларов. ЕГМЗ входит в тройку крупнейших производителей Свердловской области (перерабатывает до 50 тыс. тонн молока в год; для сравнения: сельхозпредприятия региона в 2010-м произвели почти 400 тыс. тонн молока). Завод стал третьим крупным активом Danone-Юнимилк на территории Урала и Западной Сибири после Пермского молочного и Шадринского молочно-консервного комбинатов.
У «Переправы»
По неофициальной информации, коммерческие отношения между ЕГМЗ и Юнимилк начали выстраиваться в 2006 году. На этикетках продукции ЕГМЗ уже несколько лет фигурирует ЗАО «Первая молочная компания». По данным СПАРК, сейчас это 100-процентная «дочка» Юнимилка, в 2007 — 2011 годах владельцем был кипрский оффшор «Басфор Сервисез Лимитед» (основными акционерами Юнимилка и ряда его «дочек» также являются оффшоры), до этого — частные лица. Считается, что ЕГМЗ и «Первая молочная компания» связаны совместным производством и сбытом части продукции.
Фактически под контроль Юнимилка завод перешел еще год назад: в первом квартале 2011 года владельцем 100% акций стала московская компания «Переправа». Ее генеральный директор Дмитрий Турлаев входит в состав ревизионной комиссии Юнимилка, а владелец Александр Федченко занимает пост управляющего директора дивизиона «Юнимилк-Юг». В марте 2011-го ГК «Danone-Юнимилк» обратилась с ходатайством в ФАС о покупке ЕГМЗ. Одобрение на сделку было получено в июне. В итоге Danone-Юнимилк приобрела завод у своих менеджеров.
Покупка ЕГМЗ полностью вписывается в стратегию развития ГК «Danone-Юнимилк». В ее состав сегодня входит 28 предприятий на территории России, Украины и Казахстана, причем большая часть из них куплена за последние пять лет. Так, в 2006 году ФАС одобрила ходатайства о приобретении акций сразу 14 заводов. Уже в этом году Danone-Юнимилк успела купить помимо ЕГМЗ 42,24% голосующих акций Кингисеппского молочного комбината (Ленинградская область), увеличив пакет в нем до 65,55%.
Большим — дорога, маленьким — почет
На екатеринбургском заводе вхождение в группу компаний может сказаться положительно. В пресс-службе Danone-Юнимилк говорят, что стратегия развития ЕГМЗ пока разрабатывается. Будет проведена модернизация, направленная на повышение качества продукции и внедрение стандартов производства Danone. Планируется усилить производство детского питания и запустить кисломолочные продукты йогуртно-десертной группы.
— Производство кисломолочной продукции на ЕГМЗ действительно стагнирует, максимальных показателей оно достигло несколько лет назад, — подтверждает источник, знакомый с ситуацией. При этом возможности развития завода явно ограничены: он находится почти в центре города, на площадке, окруженной застройкой.
Для прочих местных игроков расширение Danone-Юнимилк, скорее, негатив. Председатель Союза предприятий молочной промышленности Свердловской области Игорь Пехотин:
— Конечно, когда крупные компании, имеющие большую долю на полках магазинов, становятся владельцами региональных предприятий, у других игроков возникают определенные трудности. Небольшим и так сложно зайти в сети из-за бонусов, они вынуждены либо соглашаться на условия ритейла, либо объединяться. Интересно, что и у Danone-Юнимилк возникли некоторые проблемы, потому что компания стала диктовать ритейлерам свои правила. В результате несколько сетей (речь идет о магазинах, входящих в ЗАО «Союз Ритейл») полностью вывели продукцию этой компании со своих полок.
По данным регионального Минсельхоза, в Свердловской области работают три десятка молочных заводов, только два входят в состав крупных холдингов (кроме ЕГМЗ это Первоуральский молочный завод, контролируемый группой Вимм-Билль-Данн). Вхождение ЕГМЗ в состав Danone-Юнимилк значительно укрепит позиции федерального игрока на емком среднеуральском рынке. При этом борьба за полку между местными производителями ужесточится.