Транснациональный молочный гигант Danone планирует увеличить свой оборот в России в два раза. О том, каким образом он собирается это сделать, а также о проблемах с ценами на сырое молоко в интервью "Ко" рассказал генеральный директор компании в России и СНГ Томас Ройтер.

 Ведущие российские производители уже давно пытаются совладать с колебаниями стоимости сырого молока на сырьевом рынке: цена то взлетает, принося проблемы переработчикам, то, наоборот, падает, делая нерентабельным содержание молочных ферм. Чтобы решить эту проблему, сельхозпроизводители и правительство составили специальное соглашение, на основании которого должна формироваться справедливая цена. В начале марта на встрече с первым вице-премьером Виктором Зубковым и главой Минсельхоза Еленой Скрынник документ должны были подписать Национальный союз производителей молока и Молочный союз, объединяющий крупнейших переработчиков — в частности, "Вимм-Билль-Данн", "Юнимилк" и Danone. Однако переговорщики так и не смогли согласовать справедливую цену: производители настаивали на 11 руб. за литр, а переработчики требовали снизить нижнюю границу до 8 руб. В итоге Молочный союз отказался подписать документ.

— Планирует ли Danone все-таки подписать соглашение о ценах на сырое молоко?

   — Мы члены Молочного союза и полностью согласны с тем, что делает союз, в том числе справедливо его желание поддержать производителей молока. Но, с другой стороны, мы считаем, что цена должна регулироваться механизмами свободного рынка, чтобы это была справедливая цена для всех сторон.
  
   — То есть выходит, что цены, установившиеся в России на сырое молоко, вы считаете справедливыми?

   — Цены в России действительно низкие, но важно отметить, что, если их перевести в евро, они окажутся выше, чем во многих европейских странах. Рецепт в этой ситуации один — очень важно сделать производство молока более эффективным. Не надо забывать, что доступные цены будут помогать нам увеличивать продажи.
  
   — Молока в России пьют мало?

   — Гораздо меньше, чем в странах ЕС. Например, потребление кисломолочных продуктов составляет около 12 кг в год, тогда как Европейском союзе этот показатель достигает 30 кг. И я считаю: о чем действительно должны заботиться все игроки рынка — так это всячески повышать спрос на молочные продукты. Ведь это важная часть питания любого человека, у нас есть куда расти.
  
   — В 2009 году Минсельхоз запускал рекламу, направленную на увеличение потребления молока в России. Заметили ли вы эффект от этой кампании?

   — Пока что некоторый рост рынка происходил лишь благодаря усилиям отдельных рекламодателей — таких, как Danone и наши конкуренты. Просто государственная рекламная кампания длилась совсем недолго. Но мы верим, что, если Минсельхоз будет и дальше прилагать усилия, ситуация улучшится. В принципе реклама молока и принятие техрегламента (в 2008 г. был принят федеральный закон "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", по которому молоком считается только продукт, полученный от сельскохозяйственных животных в период лактации без каких-либо добавлений, все остальное стало молочным напитком.- Прим. "Ко") — это грамотные инициативы, но мы не считаем, что эффект от них может быть быстрым. Должно пройти еще какое-то время, чтобы отдача от этих мер стала заметной.
  
   — Как известно, динамика цен на молоко в России зависит от мировых трендов. Еще летом 2009 г. европейские фермеры устраивали демонстрации протеста против низких цен на сырое молоко. Что-то изменилось за последнее время?

   — Действительно, колебания цен в Европе были очень серьезными: в 2008 году цена увеличилась вдвое, а в 2009-м опустилась ниже того уровня, на котором была до взлета. Конечно, фермеры были счастливы в период высоких цен, а когда они упали, появилась почва для всеобщего недовольства, начались акции протеста. Себестоимость зависит от многих факторов, например, размера хозяйства и качества молока, но, возможно, цена, которая установилась в прошлом году, была для многих недостаточной, чтобы поддерживать хозяйство в рабочем состоянии.
  
   — Предпринимают ли в связи с этим какие-то меры правительства европейских стран?

   — Во всех странах правительства пытаются что-то делать. Но, по моему мнению, самый правильный и верный механизм — это механизм свободного рынка. Конечно, важно, чтобы цена продукта была выше его себестоимости, но давайте не будем забывать, что есть очень много возможностей снизить себестоимость. И вот когда я смотрю, как работают производители сырого молока в России, мне кажется, что существует очень много способов сделать производство молока более эффективным и таким образом снизить затраты. Нужно, чтобы цена была справедливой, но нужно ведь, чтобы и хозяйство велось разумно, и себестоимость продукта должна быть разумной.
  
   — Европейский союз проводил молочные интервенции, закупая излишки молока. Помогли ли они справиться с ситуацией?
  
— Эти меры не были эффективны. Хотя сейчас в конце концов цена стала расти, и я надеюсь, что мы придем к какой-то справедливой цене, которая устраивала бы и производителей молока, и производителей молочных продуктов. Причина роста цен не связана с интервенциями. Это абсолютно рыночная ситуация, и цены стали бы расти все равно. Всего лишь вопрос спроса и предложения. Все колебания на рынке были вызваны спекуляциями игроков, а не какими-то иными факторами. Просто в какой-то момент спекуляции были агрессивными. Сейчас опять с помощью рыночных механизмов нащупывается баланс цен. Когда рынок рос перед началом кризиса, фермеры постоянно повышали цены, но в конце концов это вызвало падение потребления молочных продуктов. С наступлением кризиса спрос упал, и, естественно, упала цена.
  
   — Занимается ли Danone производством сырого молока на каком-либо рынке?
  

— В принципе, нет. Исключение составляет лишь Саудовская Аравия, где Danone участвует в разведении молочного скота, но это скорее исключение. В данной стране просто очень мало молока.
  
— Какие рынки являются основными для вашей компании и какова доля Danone на мировом молочном рынке?
  
— Около 12%, хотя давать оценку очень сложно, в каждой стране доля Danone различна. Самая большая доля у нас во Франции, США и Испании. Но Россия также очень важна для компании. Это одна из стран, у которой имеется очень большой потенциал для развития: темпы роста экономики в России быстрее, чем в других государствах, и мы хотим здесь инвестировать. По крайней мере, то молоко, которое покупает Danone в России, очень хорошего качества, мы в нем уверены и им довольны. Мы работаем с нашими поставщиками, помогаем им, стараемся строить долговременные отношения — и получаем стабильное качество молока. Кроме того, мы можем обучить поставщика и дать ему необходимые технологии.
  
   — Какую долю рынка занимает в настоящий момент Danone в России?

   — Наша доля составляет 27% в стоимостном выражении на рынке кисломолочной продукции (без учета молока). Что касается оборотов, мы можем озвучить лишь объем производства. В прошлом году он был примерно 260 000 тонн. В объемах у нас отмечался очень маленький рост по сравнению с 2008-м, но и это большое достижение, потому что начало 2009-го было сложным. Мы очень сильно падали во II квартале прошлого года. Но потом у нас был хороший рост во второй половине года, в результате продали даже чуть-чуть больше, чем в 2008-м.
  
   — С чем связана такая нестабильность?

   — Мы запустили новые экономные продукты, провели специальные акции. У нас появился йогурт "Данон экономный" — одна из самых значительных инноваций. Это вкусный йогурт, но по такой цене "Данон" до этого никогда не предлагал свою продукцию. Под маркой "Растишка" мы всегда продавали творожки, а летом запустили йогурт, который обладает теми же питательными свойствами, но, поскольку это йогурт, он стоит дешевле творожка.
  
   — Насколько я знаю, в настоящий момент Danone принадлежит 18,36% акций компании "Вимм-Билль-Данн". Планируете вы увеличивать свою долю?

   — Наша доля в ВБД слишком незначительна, поэтому и Danone, и ВБД существуют независимо друг от друга. Решения о приобретениях принимаются в головном офисе, мы не комментируем этот вопрос.

   — Каков объем инвестиций Danone в Россию?

   — Одно направление — это достаточно большие вложения в рекламу и маркетинг, они составляют около 3 млрд руб. Если говорить про инвестиции в развитие производственных мощностей, то в 2009 г. эта сумма равнялась примерно 1 млрд руб. Мы только что закончили большую программу увеличения мощностей производства на заводе в Московской области в Чехове, и теперь вернемся к этому через два года. (В России компания владеет двумя заводами — в Чехове и в Тольятти. — Прим. "Ко".) Дело в том, что через 3 — 5 лет мы планируем удвоить наш объем производства в России. У нас есть уже существующие бренды, и у них много лояльных потребителей. Поэтому рассчитываем на их рост. Второе направление — это запуск продуктов для потребителей, которые больше обращают внимание на цену. В-третьих, мы хотим развивать наш кефирный бизнес. Наконец, планируем делать инновационные продукты.
  
   — Как, на ваш взгляд, тренды российского молочного рынка соотносятся с общемировыми тенденциями? Какие из них основные?
  
— Прежде всего это развитие современных категорий и функциональных продуктов — таких, как "Актимель", — которые, несмотря ни на что, продолжают расти, причем быстрее, чем рынок. Мы считаем, что в этом вопросе нет колоссальной разницы между Россией и Европой, в Европе также растет потребление функциональных продуктов.
  

   РЕЗЮМЕ ТОМАСА РОЙТЕРА
   ГОД РОЖДЕНИЯ: 1963
   ОБРАЗОВАНИЕ: в 1988 году окончил университет по специальности "Бизнес-администрирование"
   ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: в 2001 году пришел работать в компанию "Данон Германия" на должность коммерческого директора, проработал на этой позиции 7 лет. После этого он возглавил подразделение Центральной и Западной Европы, где в поле его ответственности находились Германия, Австрия, Швейцария и Словения. В январе 2009-го был назначен на пост генерального директора "Данон Россия и СНГ"
   СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, воспитывает сынаХОББИ: путешествия, горнолыжный спорт, пеший туризм, футбол, теннис
  

   ЧТО ТАКОЕ DANONE
   СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: мировой лидер по производству кисломолочных продуктов, детского питания и бутилированной воды
   Оборот в 2008 году — 15,22 млрд евро, прибыль — 1,313 млрд евро. Продажи в России в 2008 г. составили 22 млрд руб. Объем производства в России в 2009 году — 260 000 тонн
   ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ за 2009 год компания не раскрывала

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments