Привлекательность рынка продовольственной розницы Челябинска можно оценить уже из того факта, что осенью 2011 года в столицу Южного Урала «зайдет» Auchan. В преддверии столь знакового события директор по маркетингу продуктовой сети «Молния» Юрий Блохин рассказал о результатах 15-летнего развития розничной торговой компании в рамках перспективного региона.
Повысить эффективность мультиформата
Сеть «Молния» ещё в 1996 году запустила магазин самообслуживания. Как обстоят дела спустя 15 лет?
По нашей оценке, уровень конкуренции в Челябинске средний. Доля «Молнии» (сегмент food и сопутствующие товары) на рынке — 8,55%. От других операторов мы отличаемся мультиформатностью (развиваем гипермаркеты, супермаркеты и магазины у дома), широтой ассортимента (
Магазины радуют покупателей сервисом:
- система «Город» для оплаты коммунальных услуг, штрафов и кредитов;
- на каждой кассе можно заплатить за услуги сотовой связи;
- в
3-х гипермаркетах оборудованы детские комнаты, где под присмотром опытного воспитателя малыши играют и веселятся;
Что касается качества обслуживания, то мы заботимся о профессионализме в работе персонала, тщательном оформлении и чистоте магазинов.
Для продвижения сети используем интегрированные маркетинговые коммуникации:
- ценовые акции (информируем клиентов посредством ATL);
- бонусную программу;
- стимулирующие лотереи и иные мероприятия для покупателей.
За время проведения последних было вручено более 170 000 подарков, купонов и сертификатов. И, конечно, регулярно формируем положительные отзывы о «Молнии» — как в оффлайне, так и в онлайне.
Что позволяет повысить рентабельность бизнеса?
1. Осуществляем различные стимулирующие акции по продвижению товаров и категорий для устранения проблемы «сезонности».
2. Внедряем современные технологии, благодаря которым высвобождается персонал и увеличивается эффективность. В ближайшее время планируем, например, поставить с самообслуживанием покупателей весы в отделе
3. Размещаем арендаторов, интересных покупателям: аптеки, банкоматы, ремонтные мастерские и прочее.
Бонусы себя оправдали
«Молния» — первая из уральских продовольственных сетей отказалась от дисконтных карт в пользу бонусов. Почему?
Для дальнейшего увеличения товарооборота и среднего чека в августе 2010 года закрыли дисконтную и запустили бонусную программу лояльности. Курс: 10 бонусов = 1 руб. Для привлечения покупателей проводили
1. Экономические показатели. В программе участвует около 340 тысяч человек (коэффициент списаний более 90%), которые формируют 74% выручки сети и средний чек которых на 60–70% больше, чем у обычного покупателя.
2. Партнерство. С начала 2011 года стали активно работать с поставщиками и производителями товаров, например, 14 февраля провели первую масштабную встречу. Цель: информирование
3. Собственное производство и СТМ. За покупку салатов, гарниров, выпечки, горячих блюд — 5 бонусов за каждые 10 рублей, за товары под частной маркой «Молния» — 4 бонуса.
4. Дополнительные услуги. Выдаются сертификаты на посещение
5. Постоянные акции. Если сумма чека выше 700 руб. — 3 бонуса за каждые 10 руб., если 1500–3000 руб. — 4 бонуса, если выше 3000 руб. — 5 бонусов.
6. Производительность труда. В три раза сократилось время кассира, затраченное на обслуживание одного покупателя.
Предусмотрены ли ограничения в бонусной программе?
- Сроки использования: бонусы нужно потратить в течение 12 месяцев с момента начисления. Бонусы активируются спустя 14 дней после совершения покупки.
- Необходимо совершить хотя бы одну покупку за год, чтобы бонусную карту не заблокировали;
- Приобрести можно весь ассортимент сети, кроме алкогольной продукции свыше 28 градусов
KPI в муравейнике!
Как организованно управление персоналом? Поиск и мотивация сотрудников?
Применяем прямой поиск — для руководителей и узких, уникальных специалистов, рекрутинг и технологии массового подбора — для остальных. Работают центры оценки для отбора из внутренних кандидатов.
- премиальную систему на основе результатов деятельности подразделений (фиксируются ежемесячно) и отдельных работников по ключевым показателям эффективности (KPI);
- оптимальное распределение задач между сотрудниками и подразделениями с помощью механизмов администрирования персонала;
- прозрачное управление развитием и обучением сотрудников;
- доступную для всех программу «Карьерная лестница».
Какова эффективность обучающих курсов?
Наши сотрудники регулярно посещают разнообразные семинары и тренинги, организуемые различными российскими компаниями. Кроме того, выстроили систему внутреннего обучения. Например, в 2011 году будет проведен курс из 10 тренингов, направленный на развитие управленческих компетенций. Его пройдут более 250 работников. Сейчас продумываем и разные варианты дистанционного обучения.
Просчитать эффективность в процентах, рублях или других конкретных показателях очень сложно. Но продуктивность определяем для себя так: если есть сложности в
Какие люди не способны работать в продуктовом ритейле?
Нечестные, безответственные и, пожалуй, с низким темпом работы. Розница — сфера, которая не позволяет лениться и расслабляться. Торговую компанию можно сравнить с муравейником. Ее сотрудники находятся в постоянном движении, и если
Как заставить людей работать на максимуме возможностей?
Здесь может помочь справедливая и мотивирующая система оплаты труда, строгая система контроля, возможность для персонала реализовать свои способности в рамках компании, а также обозначенные перспективы и корпоративная культура.
К приходу Ашана — готовы!
Как контролируется полочное пространство в ваших магазинах? Как организованы торговые залы? Какое оборудование и технологии используете?
У нас принят принцип прорисовки планограмм: «Доля полочного пространства ассортимента в товарной категории равна доли их продаж в рублях». Таким образом, покупатели, предпочитая те или иные продукты, тем самым увеличивают их пропорцию на полке. Торговое пространство организовано по схеме «золотого треугольника»: вход, кассы, молочная продукция и хлеб максимально удалены друг от друга. Постоянно совершенствуем концепцию мерчандайзинга (есть стандарты, которые распространяются и на ценовые акции). Плюсы очевидны: грамотно расставленный товар увеличивает продажи. В данный момент мы работаем над навигацией в товарных категориях. Магазины проектируем самостоятельно, иногда привлекая поставщиков оборудования.
Всё торговое оборудование в сети представлено итальянским производителем Arneg, которое мы закупили у уральских региональных дилеров. С 2008 года на нескольких объектах установили российские стеллажи «Кифато».
Наши средства автоматизации — ERP Axapta, связка SQL Server, плюс Excel и
Насколько в «Молнии» развит формат
Сейчас запущен и действует
Какие сложности существуют в логистике?
Приоритет отдаётся прямым закупкам у производителя и переводу поставок на распределительный центр. Успехов мы достигли, заключив прямые договоры с производителями из
В ТРК «Родник» (общая площадь 140000 кв. м, торговая — 61000 кв. м, 4 этажа) 1 сентября 2011 года откроется Auchan. Неизбежно ли при этом падение продаж у челябинских сетей?
Не знаю, не знаю… Мы стараемся фокусироваться на разумном соотношении
Справка:
Сеть «Молния» (Челябинск)
Сегмент розничной торговли: продукты питания.
Год основания: 5 августа 1998 (первый магазин — под другим названием «Панорама» — появился 25 декабря 1996).
Регион: Челябинская область (Челябинск — 20 магазинов, Копейск — 4, Магнитогорск, Миасс, Коркино, Кыштым, Снежинск и Южноуральск — по 1).
Форматы:
4 гипермаркета «Молния» (с июня 2000);
10 супермаркета «Молния» (с июня 1999);
16 магазинов у дома «Молния Экспресс» (с марта 2006).
Средняя площадь:
гипермаркет: 5000–5500 кв. м;
супермаркет: 1200–1500 кв. м;
магазин у дома: 400–500 кв. м.
Общая площадь магазинов: 68219 кв. м (торговая: 40024 кв. м).
Логистика: собственный распределительный центр (18000 кв. м).
Количество ассортиментных позиций: гипермаркет: свыше 25000;
супермаркет: свыше 15000;
магазин у дома: свыше 4500.
Целевая аудитория: семьи с детьми, владеющие автомобилем, уровень дохода — «средний» и выше.
Общее число сотрудников: более 2500.