Моя компания начала отказываться от аренды помещений в строящихся торговых центрах в Москве. В такой ситуации мы, как и другие российские ритейлеры, по сути дела, оказались впервые. Если раньше любой новый объект привлекал ритейл, то сейчас все выбирают, в какие же центры идти.

Первая волна строительства торговых центров накрыла Москву семь-восемь лет назад, теперь — второй вал. В ближайшие три года в столице начнут работать больше десяти новых торговых центров, в том числе такие махины, как "Авиапарк" на Ходынском поле и Columbus у метро "Пражская".

Москва на наших глазах превращается в новый Дубай. Как в Дубае и в других городах Ближнего Востока, где бум торговых центров начался сравнительно недавно, здесь будут построены ультрасовременные мегамоллы. Это простой закон: чем позднее торговые центры в стране строятся, тем более они современны. Во Франции, Германии, Великобритании, где первая волна строительства моллов пришлась на 60-70-е годы прошлого столетия, работают преимущественно компактные торговые центры.

Занятно, что многие московские мегамоллы сейчас строят турецкие компании. Наши центры обещают стать "братьями" ближневосточных — по архитектуре, планировке, освещению, по расположению торговых зон. Как в Дубае, в них будет представлено максимальное количество брэндов — больше, чем где-либо в мире. При этом магазины известных брэндов в Дубае обычно вдвое-втрое больше, чем их аналоги в других странах. Компании там начинают экспериментировать с форматами — в таких "шопинг-лабораториях" возникают новые концепты магазинов. Все это ждет и нашу столицу.

Мегамоллы станут конкурентами лучшим торговым центрам Москвы — "Меге" и "Европейскому". Благодаря усилению конкуренции арендные ставки в столице могут снизиться. Правда, это вряд ли приведет к снижению потребительских цен. Высокие издержки российских арендаторов — на логистику, на обслуживание кредитов — не позволят им поступиться маржой.

Но жители "нового Дубая" получат свои выгоды. У них будут самые красивые магазины, самые лучшие рестораны, самые большие кинотеатры. Все это соответствует сегодняшнему российскому лозунгу "Развлекайтесь, отдыхайте!" Бесконечные новогодние каникулы — об этом же, кстати.

Клонирование торговых центров — это продолжение политики хлеба и зрелищ. Вместо того чтобы идти в театр, люди идут в моллы. Россияне не слезут с "иглы потребительского кредитования", они как дети: пока их не остановишь, они будут тратить. Но нам, ритейлерам, от этого только хорошо.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments