Группа компаний Mercury, крупнейший торговец люксом в России, запускает формат недорогих магазинов — стоковые TSUM Outlet. Первый магазин площадью 1,5 тыс. кв. м уже открылся в подмосковном торгцентре "Мега. Теплый Стан". Операторы luxury-рынка подтверждают, что в кризис дисконтные форматы, где скидки на нераспроданные коллекции достигают 70-80%, являются самыми успешными.
TSUM Outlet в "Меге" пока единственный магазин нового формата, уточнил генеральный менеджер Mercury Александр Реебок, не пояснив, продаются ли там вещи исключительно из магазинов Mercury (помимо ЦУМа, это бутики в Barvikha Luxury Village, Третьяковском проезде и на Кутузовском проспекте), или они могут закупаться в зарубежных аутлетах (специализированных дисконтных центрах, часто напоминающих склады и размещаемых вдали от городов).
Консультант по торговой недвижимости брокерской компании DTZ (занимается сдачей торговых площадей в "Мегах") Ирина Худякова уточнила, что арендный договор с Mercury подписан "не меньше чем на пять лет". В июле отрылась первая очередь аутлета площадью 1,5 тыс. кв. м, через пару месяцев закончатся ремонтные работы и на аналогичной по площади второй очереди. По ее словам, DTZ ведет переговоры с Mercury по другим торгцентрам: гипотетически новые аутлеты могут появиться и в других "Мегах" (всего открыто три цента в Москве, два в Петербурге и восемь в регионах).
ГК Mercury создана в 1994 году, контролируется Леонидом Фридляндом и Леонидом Струниным. Финансовые показатели не раскрываются. Согласно "СПАРК-Интерфакс", выручка ОАО ТД ЦУМ за первый квартал 2009 года — 2,3 млрд руб.
До кризиса Mercury собиралась сделать сетевым сам ЦУМ: планировалось открыть в пяти-семи крупных российских городах в ближайшие три-пять лет универмаги площадью до 10-15 тыс. кв. м каждый (с учетом "Дома ленинградской торговли" в Петербурге, также принадлежащего Mercury). Пока что открылся только один такой универмаг (2 тыс. кв. м) — в подмосковной Барвихе.
По оценке директора департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексея Могилы, аренда 3 тыс. кв. м в "Меге. Теплый Стан" обходится Mercury в $1,65-1,8 млн в год (без НДС). Он считает, что появление люксового оператора в торгцентре "Мега" будет "нормально воспринято" аудиторией: ""Мега" в Теплом Стане — флагманский центр сети, ориентированный на покупателей не самых дешевых брендов одежды".
Mercury — единственный из четверки крупнейших игроков luxury-рынка не имел своего стокового формата. У группы "Джамилько" (Hermes, Wolford, Sonia Rykiel, Salvatore Ferragamo, Chaumet, Burberry и др.) в Москве есть два магазина "Модный подвал", где сбываются нераспроданные коллекции. У Bosco di Ciliegi (Etro, Kenzo, Jean Paul Gaultier, MaxMara, Moschino и др.) — также два магазина "Остатки сладки" в Москве и один в Петербурге, открытый всего месяц назад. Все они "активно работают", отмечает представитель группы Ольга Юдкис. У Podium Fashion Group (одежда Zac Posen, Balmain, Kova & T, украшения Loree Rodkin и др.) есть три стоковых магазина Podium Vintage и шесть "Дисконт-центров", в том числе в регионах. Во время кризиса на скидочные форматы покупатели обращают больше внимания, говорит совладелец Podium Эдуард Киценко.
По экспертным оценкам, люксовые товары занимают до 15% всего рынка одежды и аксессуаров, емкость которого составляет $38-45 млрд. По данным исследования TGI-Russia, проводимого компанией "Комкон" в первом квартале 2009-го, 31% опрошенных в возрасте 16 лет и старше вообще отказались от покупок в категории "одежда и обувь", а 15% респондентов приобрели более дешевую марку.