ГК «Единая Европа» (развивает парфюмерно-косметическую сеть Ile de Beaute) закрыла свой fashion-проект — магазины Hot Couture, продающие одежду «вторых линий» мировых модных марок (Alexander McQueen, See by Chloe и т. д.). За три года существования ретейлер открыл всего 10 магазинов и так и не смог стать конкурентом российским fashion-гигантам — Bosco di Ciliegi и группе «Подиум». Раскрутке нового проекта «Единой Европы» помешал кризис: в 2009 году продажи luxury-брендов упали на 35–40 %.
О закрытии магазинов Hot Couture “Ъ” рассказал источник на рынке парфюмерии и косметики. Совладелец ГК «Единая Европа» Игорь Денисов отказался комментировать эту информацию, но секретарь call-центра ГК сообщила “Ъ”, что «с менеджерами проекта Hot Couture она соединить не может, поскольку все магазины сети закрылись весной».
Первый магазин Hot Couture, ориентированный на продажу «вторых линий» мировых модных марок (Alexander McQueen, See by Chloe, De Puta Madre, Moncler и др.), открылся в Москве в ТЦ «Европейский» в мае 2007 года. Тогда источники “Ъ” объясняли появление одежного направления в структуре ГК желанием «группы к диверсификации, подобной практике крупнейших мировых домов по продаже предметов роскоши, к примеру, концерна LVMH Moet Hennessy — Louis Vuitton (марки Moet & Chandon, Dior)». Развитию проекта способствовала конъюнктура рынка: по данным агентства РБК, за период с 2002 по 2007 год среднегодовой темп прироста рынка в России составлял 17,8 %, тогда как в США — 4,7 %, во Франции, в Великобритании — 2 %.
В ГК «Единая Европа» входит в сеть Ile de Beaute (с октября 2008 года 45 % ретейлера принадлежит LVMH), дистрибутор «Единая Европа-холдинг», производитель декоративной косметики «Гамма Косметик». Владельцы — Игорь Денисов и Андрей Грибков (на конец 2009 года 61 и 39% соответственно). Консолидированная выручка по итогам 2009 года — оценочно $0,8–1,2 млрд.
«Почти за три года существования группа смогла открыть не более 10 магазинов Hot Couture в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону»,— рассказал “Ъ” бывший топ-менеджер ГК. «Концепция проекта с самого начала была не слишком удачна,— признает собеседник “Ъ”.— Конкурировать, например, с “Подиумом” или магазинами группы Bosco di Ciliegi в Москве было невозможно: их ассортимент и площадь в разы больше Hot Couture при сходной ценовой политике и устоявшейся группе потребителей». Средняя площадь магазина Hot Couture составляла 150–300 кв. м (для сравнения — в Екатеринбурге магазины Bosco в одном ТЦ занимают примерно 1,5 тыс. кв. м). Инвестиции в открытие одного магазина без учета аренды, по словам источника, например, в ТЦ «Времена года», составили примерно €0,7–0,9 млн. Убытки «Единой Европы» по проекту Hot Couture собеседник “Ъ” не уточняет.
По итогам 2009 года в России оборот розничного рынка одежды в сравнении с 2008 годом сократился на 8 % до €31,5 млрд, подсчитало агентство Fashion Consulting Group. Больше всего пострадал премиальный сегмент (по оценке РБК, занимает 15 % рынка), где обороты упали на 35–40 %, говорил “Ъ” гендиректор сети «Модный континент» Александр Попов. С рынка исчезло большинство start-up-проектов, подобных Hot Couture, констатирует гендиректор «Магазин магазинов» / CB Richard Ellis Анна Ширяева. «Конкурировать с уже устоявшимися игроками новым проектам с малоизвестной концепцией в принципе тяжело, в кризис — практически невозможно»,— добавляет она. За время кризиса Россия потеряла даже несколько известных мировых брендов — с рынка ушли Diesel, Alexander McQueen, Stella McCartney, Vivienne Westwood (ведут переговоры о возвращении).