В целях поддержки современных и эффективных форматов розничной торговли на территории РФ Издательский дом Retailer организовал деловую программу для «Межрегиональной торговой компании» в рамках «Retailer congress 2011. Торговая недвижимость».
2 декабря 2011 г. в московском отеле Reneissance Monarch состоялся закрытый круглый стол, в ходе которого участники региональных потребительских союзов и районных потребительских обществ, входящих в состав МТК, а также представители поставщиков и партнеров подвели итоги деятельности за 2011 г., наметили планы на 2012 г. и обсудили проблемы взаимодействия с другими участниками рынка.
«При формировании программы закрытых круглых столов «Межрегиональная торговая компания: первые итоги деятельности 2011, планы 2012» и «Межрегиональная торговая компания: Взаимодействие с другими участниками рынка» мы учитывали мнения и пожелания всех заинтересованных сторон: представителей облпотребсоюзов, компаний-поставщиков, партнеров», — комментирует Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer.
В двух сессиях приняли участие более 35 делегатов, среди которых были Валерий Перепечин, председатель совета директоров МТК, Алексей Поляков, генеральный директор МТК, Олег Болычев, председатель совета директоров ГК «Вестер», представители Самарского, Саратовского, Нижегородского, Новгородского, Ленинградского, Курского, Ярославского, Вологодского, Владимирского, Чеченского, Псковского потребительских союзов, Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственной розницы «1С-Рарус», Евгений Воробьев, генеральный директор «Проф Имидж», Дмитрий Койко, генеральный директор рекламного агентства РИФ, Александр Головченко, коммерческий директор компании «Информационный Корпоративный Сервис», Сергей Егоршин, генеральный директор «Евроимпорт», а также представители компаний-поставщиков: «Лимак», «Кубанские деликатесы», «Русские масла». Модератором выступил Артем Смоленский, эксперт в области ритейла, исполнительный директор ГК «Норетек».
Темой первой части дискуссии стали итоги деятельности МТК за 2011 г. и планы на 2012. В начале сессии Валерий Перепечин, председатель совета директоро, в рассказал о целях и задачах МТК (помочь торговым структурам районных потребительских обществ выдержать конкуренцию с федеральными сетями, а также привел краткий обзор достижений объединения). Алексей Поляков, генеральный директор МТК, озвучил количество заключенных контрактов и привел примеры организации совместных с партнерами поставок для участников кооперации, отметив существенное улучшение условий.
Олег Болычев, совладелец ГК «Вестер», рассказал о коммерческом взаимодействии участников МТК с ГК «Вестер» в рамках Федеральной торговой компании (ФТК) и поделился видением дальнейшего сотрудничества. «Закупочный союз — это первый шаг. Мы должны двигаться в сторону унификации ассортиментной матрицы, разработки единого маркетингового плана, единого промо-плана, единых поставок сезонных товаров, единой логистики, а также единой информационной системы» — сказал он.
Также участники дискуссии обсудили ряд других проблем взаимодействия. В частности, были высказаны мнения «за» и «против» введения фиксированной наценки на товары. Сергей Егоршин, генеральный директор «Евроимпорт», рассказал о преимуществах использования совместной инфраструктуры (складские мощности и логистика). Представители компаний-поставщиков объявили о заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве с МТК.
Во второй части дискуссии обсуждались возможности развития проекта с точки зрения информационных технологий и перспективы маркетингового взаимодействия. Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственной розницы «1С-Рарус», рассказал о возможностях информационной системы «1С-Рарус». Он также обратил внимание присутствующих на преимущества таких сервисов, как МИРП (Мониторинг Инфраструктуры Розничного Предприятия), которая помогает сэкономить на обслуживании технического оснащения магазина, и технологий электронного обмена данными, которые позволяют избавиться от хранения большой части документов в бумажном виде.
Необходимость использования подобных технологий подтвердил и ведущий круглого стола Артем Смоленский, приведя пример федеральной торговой сети «Магнит», которая много лет использует технологии мониторинга на своих объектах.
После этого представители потребительских союзов обсудили создание единого промо-плана совместных акций на 2012 г. Дмитрий Койко, генеральный директор рекламного агентства РИФ, привел примеры источников дополнительного заработка в рознице. Таковым, по его словам, может быть реклама производителей товаров, которая не связана с маркетинговым бюджетом.
Участники дискуссии также рассмотрели возможность разработки единого имиджа и бренда с целью увеличения узнаваемости. Артем Смоленский предложил использовать в оформлении торговых точек и спецодежды единый бренд «Кооп» и привел в пример старейший закупочный союз IGA, который в настоящее время является вторым по обороту ритейлером в мире. «Сам магазин может быть каким хочется. Но рядом с логотипом обязательно должен стоять логотип IGA», — отметил он. Участники дискуссии обсуждили модель взаимодействия с компанией «Проф Имидж», специализирующейся на производстве одежды для промышленного использования. Евгений Воробьев, генеральный директор компании, предложил разработать единую модель спецодежды для персонала участников МТК, а право выбора цветовой гаммы оставить за торговой структурой. Также была рассмотрена модель сотрудничества, при которой в регион передается сама модель и выбранная ткань, а пошив производится собственными силами региональных и районных структур потребительской кооперации.
Александр Власов, председатель совета Волховского РПС высказал мнение о необходимости участия структур регионального союза в управлении розничной торговли. Представители Воскресенского, Ардатовского и Шаранговского районов Нижегородской области поддержали предложенные МТК инициативы, подчеркнув, что в их регионе конкуренция среди розничных компаний становится все более жесткой.
Закрытый круглый стол в рамках «Retailer congress 2011. Торговая недвижимость» стал вторым собранием представителей «Межрегиональной торговой компании». Участники отметили высокий уровень организации мероприятия и высказались за то, чтобы в дальнейшем проводить подобные встречи на регулярной основе. «Если мы не будем объединять усилия, у нас не получится конкурировать с крупными сетями. Чтобы более активно интегрироваться, нужно сделать информационный бюллетень нашей структуры, а также проводить встречи не только в Москве, но и в регионах, где мы сможем обсуждать общие вопросы и обмениваться опытом», — сказал Руслан Ахматов, председатель правления Чеченского РПС.
«Мероприятие было организовано на высшем уровне, собран оптимальный круг участников. Тайминг и организационные вопросы продуманы до мелочей. Общее впечатление отличное», — отметил Александр Котов, вице-президент ЦРТ-сервис.
ИД Retailer поддержал инициативу участников дискуссии. «Мы продолжим собирать всех заинтересованных в работе с МТК участников рынка, настроенных на продуктивный диалог и обсуждение конкретных вопросов, — отметил Даниил Сомов. — Встречи будут проходить как в рамках ежегодных отраслевых мероприятий Retailer congress в Москве, так и специально организованных круглых столах в регионах»
Что было сказано:
Олег Болычев, председатель совета директоров ГК «Вестер»:
«Объединив определенные направления деятельности, мы не претендуем на собственность друг друга. Мы не являемся друг для друга конкурентами, так как развиваемся на разных территориях»
Артем Смоленский, эксперт в области ритейла, исполнительный директор ГК «Норетек»:
«Франшизы слишком жесткие и не учитывают региональной специфики. МТК – в этом отношении более успешна. Это объединение не является слишком жестким и не требует соблюдения избыточных норм и правил, что позволяет независимым ритейлерам развиваться максимально эффективно»
Юрий Тихонов, заместитель председателя правления по торговле и общественному питанию Нижгородского облпотрбсоюза:
«Надо объединяться, чтобы противостоять нашим основным конкурентам федеральным сетям»
Алексей Поляков, генеральный директор МТК:
«Надо внедрять единую систему коммуникаций. Надо оперативно срабатывать, чтобы быть в рынке»
Юрий Величко, председатель правления Самарского облпотребсоюза:
«Во многих магазинах средняя оборачиваемость товара 48 дней. С таким показателем говорить об опте и заработке бесполезно. Возможно, имеет смысл зафиксировать наценку в рамках объединения»
Татьяна Фомичева, председатель правления псковского облпо «Кооператор»:
«У каждого свои издержки, не нужно их ограничивать. Но нужно объяснять, что из-за высокой наценки покупатель уйдет»
Валерий Курамшин, региональный менеджер по продажам и работе с сетями ГК«Русские масла»
«Очень удобно работать с МТК, так как представительство находится в Москве. В настоящее время мы ведем переговоры о второй поставке»
Владимир Скрипка, генеральный директор компании «Кубанские деликатесы»:
«Когда мы отдаем фасоль по оптовой цене 16 рублей за банку, она не должна стоить в магазине 33 рубля. Мы тоже новое предприятие, наша марка не известна, поэтому давайте вместе двигаться, зарабатывать по чуть-чуть. Давайте делать маркетинговые вещи вместе»
Евгений Воробьев, генеральный директор «Проф Имидж»:
«Если МТК решит двигаться в сторону создания единого имиджа, следующим шагом может быть создание брендбука для оформления торговых точек и внешнего вида персонала. Каждый магазин сохранит свой бренд и свои цвета. Но можно утвердить единую модель с брендом «кооп», чтобы экономить на закупках и пошиве одежды для персонала»
Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственной розницы «1С-Рарус»:
«EDI и сервис ОЭДО (оператора электронного документооборота) является перспективной технологией по организации коммуникации между участниками МТК. Это сильно облегчит работу по организации совместных закупок. Если Алексей Поляков отправит ценовое предложение в 10 регионов, он увидит в структурированном виде, кто его прочел, кто ответил, а кто не обратил внимание. Внедрение данной технологии не требует ничего кроме получения пароля для входа на сайт. При желании, документы можно подписывать электронной подписью»
Дмитрий Койко, генеральный директор рекламного агентства РИФ:
«У нас есть уникальная возможность зарабатывать деньги вместе. Федеральные поставщики заинтересованы в рекламе в магазинах, не связанной с маркетинговым бюджетом. Федеральные сети получают за это хорошие деньги, к примеру, у Х5 скидки начинаются при бюджете от 65 млн руб. А мы с вами этих денег не видим»