Очередного спикера "Школы успеха" Евгения Ракшина публике анонсировали как яркого представителя "второго поколения" известных семейных бизнес-империй. Но сам Евгений не согласился с таким определением и рассказал молодым предпринимателям о том, почему не отделяет себя от первого поколения своей семьи, о своей роли в становлении "Марии-Ра" и о самостоятельных проектах.
Начало карьеры
Евгений Ракшин,совладелец сети "Мария-Ра":
Первые более или менее серьезные деньги мы вместе с братом, известным лыжником Виталием Денисовым, заработали, когда нам было по 14 лет. Все лето мы трудились на звероферме в Алтайском, ухаживали за животными. Помимо этого мы взяли делянку и выращивали ростки золотого корня, а рассаду продавали в Белокурихе. Моя мама тогда, в 1990 году, получала 200 рублей в месяц. Мы же за лето заработали около 3 тыс. на каждого.
Первая запись в мой трудовой датируется 1994 годом. Я был второкурсником юрфака и начал трудиться юрисконсультом в "Марии-Ра". Одно из первых моих начинаний — договор со Сбербанком. Это был единственный на тот момент договор в крае, по условиям которого на остаток средств на счете банк начислял проценты.
Компания торговала всем подряд, даже колесами от К-700 и "Жигулей". К 1996 году, когда я уже полностью включился в работу, мы были одной из сотни оптовых компаний Барнаула, правда, с уже более узкой специализацией на продовольственных товарах.
От опта к рознице
Евгений Ракшин, совладелец сети "Мария-Ра":
Розничное направление у нас начало формироваться в 1998 году. До этого мы только снабжали магазины, пока во время кризиса не выяснилось, что они не в состоянии с нами рассчитываться. Причины были разные, но итог один: возвращать деньги им было не с чего. Тогда перед нами встал выбор: или обучать их торговле и быть эффективными, или самим создавать сеть. Решили пойти по второму пути.
Мы ездили по разным конференциям и прислушивались к мнению иностранных специалистов. Один такой скажет: "Лучший магазин в формате "у дома" должен иметь площадь 400 кв. метров". И мы делаем только 400 кв. метров. На другой конференции прозвучит: "Лучший вариант — 600 кв. метров". Делаем 600. Так мы дошли до 800 кв. метров. В общем, учились и на своем, и на чужом опыте.
Было очень интересно, готовы были работать ночами. Понятия субботы не было вообще, воскресенье — раз в месяц. Хватало сил, здоровья и, главное, энтузиазма.
2001 год стал в истории развития сети поворотным. Мы стали делать магазины самообслуживания. У нас к тому времени их было уже 27, и они существовали, по сути, как отдельные обособленные подразделения, пусть и под одной вывеской. У каждого был свой автомобиль, и каждый сам делал закупки. В то время часто приходилось выяснять, почему один магазин закупает, условно говоря, селедку за 10 рублей, а второй — за 15.
Тогда мы сделали первый распредцентр. Он располагался на проспекте Космонавтов и был лучшим складом Барнаула на тот момент. У магазинов мы забрали право самостоятельного закупа и создали коммерческий отдел, а вместо 27 "газиков" купили семь Sсania. Так произошла первая централизация сети. Она дала колоссальный эффект: затраты на логистику сократились значительно.
К тому моменту было понятно, что оптовые компании не имеют перспектив. Так складывалась мировая практика. И мы отказались от какого-либо развития опта, сохранив только сырьевые направления: рыба, молочная группа (сыр, масло, сухое молоко), крупа, мука, сахар, фрукты. Эти направления, помимо того что обеспечивали собственные магазины товаром, приносили стабильный доход, который в свою очередь инвестировался в расширение розничной сети.
В свободном плавании
Евгений Ракшин, совладелец сети "Мария-Ра":
Вместе с однокурсником мы организовали производственную компанию "Мясной двор". Это был один из самых увлекательных моментов моей деятельности. Причем занимался я "Мясным двором" преимущественно в нерабочее время. За два года я объездил весь Алтайский край и был удивлен, что не ко всем райцентрам можно проехать по асфальту. Мы открыли семь современных хладобоен в крае и три в Новосибирской области. Нам удалось обеспечить 35% от всего производства мяса в регионе. Это было очень эффективное производство. Мы были поставщиками госрезерва. Идея заняться этим делом возникла не только по экономическим соображениям, но и из-за желания реализовать крупный интересный и абсолютно самостоятельный проект. Это был первый и успешный опыт производства.
В 2007 году мы с товарищем продали "Мясной двор". У меня появилось свободное время. Тогда в Омске приватизировали магазины, и мы решили пойти туда. Однако даже несмотря на покупку трех магазинов, стало ясно, что быстро развить сеть в этом регионе не удастся, а большое расстояние от барнаульского распределительного центра будет выливаться в высокие логистические издержки. И мы переключились на более близкий к нам город — Новосибирск. С этого момента "Мария-Ра" начала развиваться за пределами Алтайского края.
Но столица Сибири заговорила о нас лишь тогда, когда мы купили гостиницу "Центральная". Всем стало интересно, что за ребята из Барнаула ее покупают за такие деньги. Ранее муниципалитет пытался продать ее под снос, но никто на аукцион не заявился. Потом они объявили новый, уже без требования снести здание. Я посчитал, что место классное, цена приемлемая и вряд ли кто заявится на торги, и подал заявку. Но на торги люди пришли, и мы с ними зарубились — подняли цену до 400 млн рублей.
Выиграли и поехали смотреть, что там за гостиница. Я был в шоке. Я думал, это что-то типа гостиницы "Центральная" в Барнауле, но нет. Всю дорогу назад думали, выкупать или выгоднее потерять задаток и отказаться. В итоге взяли кредит и приобрели ее.
Чуть раньше у меня возникла идея построить крупный ТРЦ (в то время 25 тыс. кв. метров мне казались, что это очень много). Мы уже сдавали "излишки" площадей операторам с другой товарной группой, тем самым не только зарабатывая на аренде, но и увеличивая привлекательность наших продовольственных магазинов. Но сдача в аренду была неким попутным, не основным видом деятельности. А здесь ключевым была идея ТРЦ как серьезного самостоятельного бизнеса, который в случае успеха можно развивать и дальше.
В 2007 году мы открыли первый торговый центр в Бийске. Строить в Барнауле было боязно, потому что опасались прихода таких монстров, как "Мега". И я с уважением отношусь к собственникам "Европы" за то, что они рискнули и добились успеха.
Наш проект в Бийске оказался востребованным, и мы стали строить ТЦ и в других городах. Например, ТЦ "Радуга" в Кемерове. В Рубцовске полтора года назад запустили очень красивый объект, но пока, к сожалению, не такой посещаемый. В 10-х числах декабря откроем там четырехзальный кинотеатр.
В этом году мы запустили "Волну". Планировали открыть ее в августе, но "Ашан" попросил сделать это 29 июня — в этот день в Россию прилетал собственник сети господин Мулье. Мы форсировали работы, сделали все на два месяца раньше. Мулье приехал, был страшно доволен. Спрашивает меня: "Как думаешь, сколько людей придет?" Я думаю: "В понедельник, в обед — хорошо, если тысяча придет". Чтобы не обижать его, ответил, что придет 3 тысячи. А он говорит: "Придет 7 тысяч". Я думаю: "Ну-ну". И в тот день пришли… 12 тысяч человек! Хорошо, что я с ним не поспорил.
В конце следующего года должны запустить ТРЦ "Галактика" на месте БАМЗа.
Из общения с гостями
— Даете ли вы преференции по аренде начинающим предпринимателям?
— Преференции даем всем. Сейчас рынок арендатора, и договориться с ним стало сложнее. Если пять лет назад какие-то промахи сходили с рук, то сегодня, если менеджер не улыбнулся, это может быть поводом к расторжению договора.
— Будет ли "Мария-Ра" менять принципы работы с поставщиками?
— Когда мне говорят: "К вам на полку невозможно пробиться", я отвечаю: "А ты пробовал пробиться на полку "Магнита" или "Дикси"?" У нас точно не самая злая коммерческая служба. Три критерия, которые нас интересуют: адекватное качество, адекватная цена и соблюдение обязательств по срокам поставки. Других требований пока нет.
— Будут ли и дальше падать объемы продаж в ретейле?
— Операционной розничной деятельностью в большей степени занимаются моя сестра Алла и Александр Федорович. Я тут экспертом выступать не могу, но очевидно, что объемы продаж будут сокращаться, но в денежном выражении этого не произойдет в силу инфляционных процессов. И будет переориентация на более дешевые продукты. Это неизбежно и нормально. Рынок всегда реагировал на экономические спады так, и вряд ли в этот раз будет по-другому.
— Что мотивирует заниматься бизнесом?
— В начале предпринимателем движет желание заработать и удовлетворить элементарные потребности — обеспечить семью, купить квартиру и т. д. Потом, на мой взгляд, движет какой-то азарт, желание доказать себе, что ты способен на большее. Для меня хорошим стимулом всегда были мои родители. Мне стыдно перед мамой что-либо делать плохо. Она работала участковым терапевтом, ее вся округа знает, помнит и ценит. Она, например, в зрелом возрасте выучила английский. Или взять моего дедушку — он в 70 лет 15 раз подтягивался на турнике.
В детстве я много времени провел в спортивных лагерях. На сборах мы жили по-настоящему в спартанских условиях. Я страшно счастлив, что у меня было такое детство, что мы через это прошли. Это точно закаляет.
— Как бороться с депрессией?
— Лучше всего — с помощью спорта. Пробежать кросс или поиграть в футбол. Уже 20 лет мы одной компанией играем в футбол — лучшей эмоциональной разрядки просто нет. Там же без разницы, кто ты такой. Ну и, конечно, мне нравятся лыжи и велосипед.
— Участвуете ли вы в благотворительности?
— Я глубоко убежден, что такие вещи не делаются для публичности и пиара. Безусловно, мы это делаем. Мы поддерживаем спортсменов, физкультуру как таковую. Наша "Лыжня здоровья" — прекрасный проект.
— Почему компания не пошла на IPO?
— IPO ради IPO не нужно. Оно нужно, чтобы привлечь капитал. Мы пока можем это сделать без размещения на бирже. Банки с удовольствием готовы нас кредитовать на выгодных условиях, потому что мы ни разу не допустили ни единой просрочки по платежам.
— Кто вас вдохновляет?
— Мне всегда нравился образ мышления Генри Форда. Он говорил: "Если бы я знал, что это невозможно, я бы этого никогда не сделал". Мне это понятно и близко. Я на первое место ставлю желание что-то сделать, а не знания. Я лучше возьму на работу сообразительного, но неопытного человека с горящими глазами, чем пресыщенного жизнью профессионала. Маловероятно, что он что-то сделает. Он скорее скажет: "Я-то знаю, что это невозможно, опыт-то у меня колоссальный". Также мне нравится Дональд Трамп.
— Планируете ли вы заниматься производством?
— Мы им уже занимаемся. У нас в Новоалтайске есть фабрика-кухня. Там работают 800 человек и выпускают ежедневно 60 тонн продукции в сутки на самом современном оборудовании, которое только есть в мире. 90% от общего объема производства мы реализуем через свои магазины. Пытаемся расширить продажи и продавать хотя бы 30% не через свою сеть.
Поэтому я отлично понимаю и знаю, что такое производство. Но из всех видов деятельности, которым мне пришлось заниматься, самый сложный — это розничный бизнес.