В создание интернет-магазина по продаже отборных сортов мяса MeatClub.ru, стартовавшего в Петербурге в сентябре 2009 г., Наталья Громова инвестировала 600 000 руб. За шесть месяцев оборот бизнеса превысил 1,5 млн руб., а число заказов в апреле достигло 15-20 в сутки

Идея создания интернет-магазина по продаже деликатесов появилась у Натальи и ее супруга, петербургского бизнесмена Михаила Громова, еще в 2008 г. Но до реализации дело не дошло: казалось, слишком сложно и дорого обеспечивать широкую продуктовую линейку. Но весной 2009 г. к проекту интернет-магазина супруги вернулись. Правда, решили заниматься только отборным мясом, в первую очередь американской мраморной говядиной. «В Петербурге качественное мясо — мраморную говядину, отборную ягнятину, телятину или оленину — в рознице можно найти в 2-3 магазинах», — говорит Михаил.

Раньше не торговали

В запуск бизнеса супруги инвестировали 600 000 руб. 25% суммы вложила в проект Американская федерация импортеров мяса (АФЭМ). Остальное — из семейных сбережений. Михаил, топ-менеджер крупной петербургской IT-компании, напрямую в бизнесе не участвует, но инициативу жены поддержал.

Полгода Наталья потратила на разработку концепции, сайта, исследование рынка, подготовку буклетов и переговоры с АФЭМ, которая сразу заинтересовалась проектом.

«MeatClub.ru — практически единственный на данный момент магазин, предлагающий в розницу американское мясо высокого качества, — объясняет свой интерес к проекту Юрий Баруткин, петербургский представитель АФЭМ. — К тому же сам формат интернет-магазина мяса малозатратный и прогрессивный, для России новый».

Баруткин утверждает, что для федерации важно, что помимо продажи мяса на сайте Громовых собрано много информации о самом продукте и способах его приготовления. Потребителю объясняют, в чем особенности мраморного сорта американской говядины и почему его стоимость так высока.

«Продажа отборного мяса через интернет нестандартна только для России, — полагает Наталья. — В США мясные интернет-бутики есть в каждом штате. Существуют аналогичные проекты и в Европе».

Громовы уверены, что в Петербурге и Москве людей, готовых платить за качество продукта, становится все больше. Растет и популярность ресторанов формата «стейк-хаус». Людям нравится то, что там готовят, но повторить такое дома невозможно — недоступен исходный продукт. По мнению предпринимателей, мясо в российском ритейле, особенно говядина, весьма низкого качества.

«Помимо традиционных для России шашлыков на шампурах в последние годы появляется и традиция жарить мясо на решетках, — говорит Михаил. — Ребрышки и стейки подходят для этого идеально. И в сентябре мы видели спрос на эти продукты именно под выходные».

Просчет в расчетах

«Два первых месяца продажи шли вяло», — признает Громова. Она говорит, что поначалу были допущены просчеты и в определении целевой аудитории, и в каналах продвижения. Громовы поставили на клиентов премиум-класса и экспатов. Но ожидания от рекламы в иноязычной прессе и рассылки буклетов по элитным коттеджным поселкам оказались напрасными. Зато продвижение в интернете через специализированные кулинарные порталы, наоборот, неожиданно дало результат.

Средняя стоимость 1 кг мяса в MeatClub — 1000 руб. Самый дешевый стейк — 440 руб. Минимальная сумма заказа не ограничена. Средний чек в Петербурге составляет 4500 руб. В Москве — около 3000 руб. За повторными покупками в Петербурге возвращается примерно 25% покупателей, в Москве эта доля достигает 40%. К Новому году проект вышел на операционную окупаемость, а к концу лета предприниматели планируют вернуть первоначальные инвестиции.

«Потребность в хорошем мясе у населения с доходом выше среднего есть, — убежден Андрей Попов, директор департамента HoReCa “Восток-Запад столица”, поставщик MeatClub. — Проблема развития этого проекта — в продвижении. И хотя пока доля заказов MeatClub в портфеле нашей компании — мизер, мы видим, что объемы растут». По словам Попова, его компания летом планирует открыть собственный розничный проект по продаже отборного мяса через интернет. «Но полного покрытия рынка ни мы, ни они не сделают, поэтому конкуренции не будет», — добавляет Попов.

Вкусное в сети

В 2009 г. в интернете появилось сразу несколько проектов по продаже деревенских продуктов питания. Василий Пальшин, директор по развитию «Лавки. Деревенская домашняя еда», рассказывает, что их проекту меньше года и пока он узконишевый, так как снизить цены не удается. Создатели рассчитывают зарабатывать не столько на продаже деревенских продуктов, сколько на агротуризме. И открывают на территории завода «Арма» стол заказов и кафе, в котором будут кормить посетителей домашними обедами. «Мы планируем включить в ассортимент и мраморное мясо, — говорит Пальшин. — Это перспективное направление».

Антон Васин, владелец проекта Derevnyafood, признается, что продажа продуктов питания через интернет для Москвы очень актуальна: «Хотя мы продвигаем несколько иной продукт, а именно деревенскую экологически чистую еду, предположу, что и проект по продаже отборного мяса будет выживать за счет постоянных покупателей и сарафанного радио».

За первые полгода оборот компании MeatClub превысил 1,5 млн руб. Громовы рассчитывают, что совокупный ежемесячный оборот бизнеса к концу 2010 г. достигнет 5 млн руб.

«Дистанционная торговля продуктами питания действительно приобретает все больший масштаб, — говорит Олег Клепиков, генеральный директор компании inFolio Research Group. — Проект MeatClub я бы назвал рискованным, но в то же время и наиболее интересным с точки зрения перспектив. Они реализуют узкую стратегию, а за счет этого вероятнее воспитать своего потребителя. Для диверсификации рисков им можно посоветовать расширить ассортимент».

Когда схлынет волна
По данным inFolio Research Group, темпы роста продаж продуктов питания категории «фреш» через интернет составляют 30–40% в год. Но высокий рост можно считать следствием молодости рынка и «новаторской» волной, которая в любой момент может схлынуть, обнажив достаточно неглубокое дно.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments