Нынешние Олимпийские игры в Лондоне обозреватель "Власти" Сергей Минаев считает проявлением экономической глобализации и вспоминает, что Олимпийские игры в Москве принесли в СССР глобализацию и элементы рыночных отношений.

В дни летней Олимпиады-80 Москва выглядела на удивление пустынной. Власти выслали из города кого только смогли: начиная с асоциальных элементов и кончая школьниками. Высылка первых прошла в административном порядке, а вторых просто направили в летние трудовые лагеря. Также были приняты все меры для того, чтобы в Москву перестали прибывать жители Подмосковья, не говоря уже о городах и селах СССР.

Не в последнюю очередь операция по превращению Москвы в относительно безлюдный город была вызвана стремлением искусственно сократить потребительский спрос. Потому что на московских улицах (особенно вблизи олимпийских объектов) в большом количестве появились ранее невиданные импортные товары. К их числу относились, скажем, сигареты Marlboro, произведенные в Финляндии по американской лицензии, напиток Pepsi-Cola, а также разнообразные соки, упакованные в квадратные картонные пакеты и снабженные трубочкой. Широко были представлены финская колбаса салями и красная рыба отечественного производства.

Все это, разумеется, было сделано в интересах зарубежных гостей Олимпиады. Они должны были сами без проблем покупать на улице прохладительные напитки, сигареты, бутерброды с колбасой и семгой — более того, они должны были вынести из посещения Москвы впечатление, что СССР, вопреки утверждениям западной прессы, не страна тотального дефицита, где за простейшим соком в пакетах с трубочкой выстраиваются очереди. В промтоварных магазинах появился неплохой ассортимент импортной одежды и обуви, и это тоже должно было убедить иностранцев в том, что полки этих магазинов не всегда пусты. Иностранных болельщиков было меньше, чем можно было ждать, потому что США и ряд других стран московскую Олимпиаду бойкотировали, однако их все равно было довольно много, и в районах олимпийских объектов их на московских улицах оказывалось большинство.

Надо заметить, что готовить москвичей к появлению значительного количества импортных товаров власти начали еще до Олимпиады. Многим запомнилась операция по выбрасыванию в универмаге ЦУМ большой партии джинсов итальянской фирмы Riorda. Торговали сразу в нескольких секциях универмага и, поскольку Москва еще не стала безлюдной, во все эти секции приходилось стоять в очереди целый день. Граждане тут же на своем опыте уяснили основы рыночных операций. Так как набор размеров джинсов во всех секциях был совершенно произвольный и заканчивались те или иные размеры в случайном порядке, любой покупатель быстро понимал, что две пары джинсов в одни руки стоит брать невзирая на размер — какие остались. А затем нужно спуститься на первый этаж ЦУМа и прибегнуть к джинсообменным операциям. При этом необходимо было выяснить, какие размеры пользуются у граждан наибольшим спросом, и для начала постараться путем обмена заполучить джинсы именно этих размеров. А затем увенчать обменную цепочку приобретением размера, который нужен именно тебе.

Парадоксальным образом такие рыночные навыки пригодились москвичам в ходе Олимпиады в отношении непосредственно спортивных состязаний. Билетов на соревнования в продаже было очень мало, так как большинство из них распространялось на предприятиях и в учреждениях. Типичной была следующая история. Служащей учреждения достались два билета на олимпийские состязания по боксу — на четвертьфинальные бои. Сама она боксом не интересуется, в спорткомплекс "Олимпийский" могли бы сходить ее муж и сын. Муж, однако, знает, что рядом со стадионом "Лужники" есть целый рынок, где можно менять билеты. Не продавать (спекуляция строго пресекалась), а именно менять, как меняют почтовые марки. Потому что билеты распределялись среди рабочих и служащих в абсолютно произвольном порядке: никто не спрашивал, каким видом спорта кто интересуется. Выясняется, что котировки бокса исключительно высоки — за каждый билет на этот вид спорта можно получить три билета на спортивную гимнастику. Далее выясняется, что и гимнастика в большой цене — за каждый билет можно получить два билета на плавание. Плавание, в свою очередь, тоже очень высоко котируется. В итоге два билета на бокс превращаются в билеты на все футбольные матчи с участием сборной СССР, в два билета на финал по легкой атлетике, который посещает и сама служащая, и — таковы законы биржевой игры — в один билет на бокс, да еще и на финальные бои.

Не будет преувеличением сказать, что именно во время Олимпиады жители Москвы поняли, что в СССР возможен потребительский рынок, хотя бы отдаленно напоминающий западные образцы. И не за всем нужно давиться в очередях. Разумеется, властям очень помогло произвести впечатление на иностранцев то обстоятельство, что именно в 1980 году мировые цены на нефть достигли рекордного уровня. В 1982 году они упали, и очень скоро состояние потребительского рынка в Москве стало значительно хуже не только олимпийских времен, но даже 1970-х годов. Граждане были очень недовольны.

Не будет также преувеличением сказать, что вместе с Олимпиадой в СССР пришла глобализация в ее современном смысле — когда с потребительской точки зрения во всех странах все одинаково. И принесли эту глобализацию совместными усилиями иностранные спортсмены, иностранные болельщики, иностранные покупатели нефти и советские власти.

Нынешняя лондонская Олимпиада является проявлением глобализации уже на высшей ее стадии. Интересы крупнейших международных компаний в ходе соревнований явно преобладают над интересами местных торговцев. Непосредственно перед началом Олимпиады по заданию оргкомитета Игр 300 экспертов по розничному товарообороту отправились с инспекцией торговых точек по всей Великобритании с целью выяснить, не вредит ли их деятельность интересам официальных спонсоров Олимпийских игр — в частности, Adidas, McDonalds, Coca-Cola, BP. Эксперты получили право подавать на вредителей в суд и требовать уплаты штрафа в £20 тыс. В частности, вредителями были объявлены 800 торговых точек в Лондоне, продающих жареную картошку и тем самым наносящих явный ущерб компании McDonalds.

Олимпийские игры-2012 преобразили потребительский рынок Лондона не меньше, чем Олимпийские игры-1980 преобразили потребительский рынок Москвы. В числе наиболее затронутых изменениями оказался рынок пассажирских перевозок. На улицах появились полосы, специально выделенные для участников и гостей Олимпиады (их вполне можно было бы назвать "полосы олимпийского движения"). Лондонские таксисты тут же заявили, что такое нововведение существенно затрудняет их работу и ведет к значительным убыткам, и провели забастовку в знак протеста против Олимпиады.

Надо заметить, что нынешняя глобализация не является первой. По мнению американских историков Найела Фергюсона и Харольда Джеймса, первая глобализация длилась с 1870 года по 1914 год и закончилась мировой войной. Британский исследователь Рафаэль Каплинский так сравнивает две глобализации: "Нынешняя глобализация, которую следует определить как постоянное снижение барьеров для глобальных потоков информации, идей, капитала, труда, технологий, и товаров, отличается от тогдашней следующим образом. Во-первых, теперь глобальная интеграция затрагивает интересы гораздо большего количество людей. Уже тогда Аргентина и Австралия были полностью интегрированы в мировую экономику, являясь крупными экспортерами сырьевых товаров и не менее крупными импортерами финансовых вложений, однако сейчас их население это ощущает гораздо сильнее. Во-вторых, теперь наблюдается гораздо более заметная глобализация идей, представлений и идеологии — тогда речь больше шла о глобализации перемещения людей, денег и товаров. Речь идет не только о распространении предпочтений, но и о глобализации ожиданий определенного уровня потребительских возможностей и гражданских прав. Узнав о существовании тех или иных товаров, люди полагают, что смогут их покупать. Если же выясняется, что это не так, они считают свои права ущемленными. В-третьих, тогда в мире в основном торговали конечной продукцией, тогда как сейчас торгуют в основном полуфабрикатами и комплектующими частями, которые превращаются в конечную продукцию, лишь пройдя через множество производителей в разных странах".

Первые Олимпиады вряд ли можно назвать проявлениями тогдашней глобализации. В 1896 году Олимпийские игры были всего лишь экспериментом. В 1900 году в Париже и в 1904-м в Сент-Луисе Игры совпали с проведением Всемирных выставок, которые с большим основанием можно считать элементом глобализации с промышленной, финансовой и потребительской точки зрения, чем спортивные состязания (основатель олимпийского движения Пьер де Кубертен тогда очень расстраивался, что Олимпиады привлекли меньше внимания, чем выставки). И только лондонскую Олимпиаду-1908 года можно с полным основанием увязать с глобализацией. Лондон получил право проведения Игр потому, что был общепризнанным финансовым центром, а итальянские власти отказались от Олимпиады из-за нехватки денег. Иностранцы прибыли в Лондон именно ради Олимпиады, вызвав значительный всплеск розничной торговли. В ходе состязаний постоянно возникали противоречия между Лондоном и Нью-Йорком, тогда вторым по величине мировым финансовым центром. Британцы и американцы поспорили из-за результата марафонского забега: британские официальные лица перевели через финишную черту потерявшего ориентацию из-за усталости итальянского атлета, в то время как американский бегун финишировал сам. В конце концов победителем был признан американец, а по итогам забега епископ Пенсильвании Этельберт Тэлбот в лондонском соборе Святого Павла заявил: "Главное — не победа, а участие".

Именно во время лондонских Олимпийских игр 1908 года доходность британских гособлигаций впервые составила ровно 3% годовых, и этот процент стал считаться общепринятым во всем финансовом мире (и во время Олимпиады-1980 года в Советском Союзе базовым финансовым инструментом для граждан были облигации государственного трехпроцентного займа). В 1970-е годы, когда в Лондоне никаких Олимпиад не было, процент достиг 12% годовых. А сейчас, когда в Лондоне проходит уже третья Олимпиада, доходность британских гособлигаций вновь составляет ровно 3%.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments