Ульяновские товаропроизводители с большой тревогой следят за переделом рынка продаж продуктов питания (ритейлом). С укрупнением уже существующих и приходом новых крупных федеральных сетей есть опасения, что привычным местным продуктам не найдется места на полках супермаркетов.
Как уже писал «СК», ушли в историю ставшие привычными ульяновцам супермаркеты «Симбирка», «Провиант», «Пятерочка», «SPAR», «Товарищ». Известно, что в скором времени на их месте появятся новые «Гулливеры», «Пятерочки+» и «Магниты». За массового ульяновского потребителя всерьез поборются два крупнейших в стране ритейлера компания X5 Retail Group (бренды «Пятерочка+» и «Перекресток») и ООО «Тандер» («Магнит»).
Известно, что X5 Retail Group к июню нынешнего года намерена открыть в Ульяновске десять супермаркетов, из них два «Перекрестка», а до конца 2012 года удвоить их количество. ООО «Тандер» и вовсе заявляет о намерении расширить свою сеть в регионе до ста магазинов, сроки достижения цели при этом не сообщаются. Кроме того, на лето намечено открытие гипермаркета «Ашан» площадью более 12 тысяч квадратных метров, который станет крупнейшим продуктовым магазином города.
Примечательно, что большинство планируемых к открытию супермаркетов относятся к категории так называемых дискаунетров, то есть представляют покупателям продукты по сравнительно низким ценам, но более низкого качества, со значительно урезанным ассортиментом и минимальным уровнем сервиса. То, что нужно, по мнению ритейлеров, ульяновцам с их низким уровнем дохода и неприхотливостью в выборе еды.
Впрочем, все плюсы и минусы перемен в сфере торговли продуктами питания покупателям еще предстоит оценить. Зато местные товаропроизводители уже готовятся к самым негативным последствиям для себя. По мнению большинства специалистов отрасли, агрессивная политика крупных, и, прежде всего, федеральных, торговых сетей приведет к сокращению, а в некоторых случаях и к банкротству небольших перерабатывающих предприятий.
— Чем крупнее торговая сеть, тем тяжелее с ней работать, – констатирует директор одной из частных пекарен Ульяновска Наиль Хисаметдинов. – У той же X5 Retail Group, насколько мне известно, существует свой закрытый список поставщиков хлеба, попасть в который местным небольшим пекарням практически невозможно.
Наиль Хисаметдинов отмечает, что негативные явления для бизнеса начали проявляться пару лет назад, когда торговые сети стали активно создавать собственные производства продуктов питания, в том числе выпечку хлеба. Сейчас, считает собеседник, этот процесс достиг своей высшей точки. Производство за последние месяцы сильно упало, сокращаются смены. В итоге ставку приходится делать на частных мелких торговцев, количество которых, впрочем, тоже уменьшается.
Зачастую сетевиков не устраивают объемы поставок, неспособность того или иного производителя обеспечить своей продукцией все магазины сети. Однако по закону это не может быть критерием отказа. Казалось бы, в таких случаях предприниматели должны искать правду в антимонопольном ведомстве, однако там свидетельствуют, что подобные заявления к ним поступают крайне редко. Хотя размер штрафа за нераскрытие информации об условиях поставок может достигать 500 тысяч рублей. Сами предприниматели ситуацию объясняют так: стоит обратиться в УФАС, и ты больше никогда не будешь работать с сетевиками.
Директор ОАО «Сурский маслосырозавод» Андрей Павлов имеет свой негативный опыт общения с представителями торговой сети «Магнит».
— Даже для того, чтобы обеспечить своей продукцией ульяновские «Магниты», мне необходимо собственными силами доставлять сыр в Тольятти, где у них расположен распределительный центр, – говорит он. – Отправлять нужно будет большие объемы, минимум 20 тонн. К тому же неизвестно, какое время и в каких условиях продукт будет там храниться и в каком виде попадет на полки супермаркетов. Поэтому мы приняли решение работать через оптовые компании, даже несмотря на то, что они делают свою наценку. Недавно зашел в один из супермаркетов, где раньше располагалась «Симбирка». Сурского сыра я там уже не нашел, хотя продукция Германии, Франции, Белоруссии, Молдавии, Украины представлена в ассортименте.
Проблемы с сетями испытывают и крупные местные производители. К примеру, представители мясокомбината «Ульяновский» заявляют, что вынуждены выдерживать жесткую конкуренцию с поставщиками из других регионов даже в родном городе. Именно по этой причине мясокомбинат сегодня работает на половину своей проектной мощности.– На одной из крупнейших птицефабрик Поволжья ООО «Симбирский бройлер» – ситуацию оценивают более оптимистично, хотя признают, что с переходом супермаркетов «Симбирка» и «Провиант» к новым владельцам отгрузка товара в эти торговые точки будет сокращена в сто раз. По словам коммерческого директора птицефабрики Николая Стеньгина, взаимоотношения с ритейлерами имеют свою специфику. Да, принятый в конце 2009 года Федеральный закон о торговле наложил целый ряд запретов на навязывание дополнительных условий, однако значительная часть ранее не запрещенных многочисленных бонусов и выплат сейчас просто перетекла в 10-процентный бонус от объема поставки и в выплаты за различные оказанные услуги, направленные на продвижение товара. По словам Николая Стеньгина, куриное мясо попадает в категорию социально значимых продуктов питания, и за него сети бонусов не берут, зато за место на полке для других видов продукции по-прежнему приходится платить. То, что Закон «О торговле» не работает, признают и в Федеральной антимонопольной службе, отмечая, что «введение законом о торговле запретов по взиманию выплат и бонусов с поставщиков не привело к снижению общего объема выплат в пользу торговых сетей – произошло лишь перераспределение выплат».
По мнению предпринимателей, сложившаяся ситуация не оставляет им иного выбора, нежели работать с сетевиками. Но это крайне непросто. И не столько потому, что у тех высокие стандарты, сколько потому, что критерии отбора поставщиков и ценовая политика позволяют крупным операторам выкручивать руки поставщикам. Формально сети все делают по закону, но на деле принуждают производителей отпускать товар по своим расценкам. Приходится соглашаться, иначе товар не возьмут. В итоге переработчики, чтобы не работать себе в убыток, вынуждены ухудшать качество продукции: использовать более дешевое сырье или класть больше химии и консервантов, чтобы максимально продлить срок годности продукта. А страдает в итоге покупатель.