Есть люди, которые при жизни становятся легендами. Их слава велика, жизнь полна тайн, а смерть не предает их имен забвению. Это можно сказать о Теодоре Пауле Альбрехте — одном из богатейших людей Германии, основавшем вместе с братом первую в мире сеть продуктовых магазинов-дискаунтеров. Теодор Альбрехт продавал товары людям, но сам их сторонился. Последние шесть лет он провел затворником в собственном доме, а недавно скончался — на 89-м году жизни

 17 дней плена

Двадцать девятого ноября 1971 г. в семье Альбрехтов случилось несчастье. Преступники похитили Тео. 47-летний адвокат, набравший крупные долги из-за проигрыша в карты, Ханс Иоахим Олленбург и 39-летний профессиональный взломщик Пауль Крон выбрали Тео не случайно, а как одного из персонажей книги «Богачи и супербогачи Германии». В тот день слежку за Тео они вели от штаб-квартиры компании. Когда владелец Aldi Nord вышел из здания, злоумышленники подумали, что ошиблись. Бедно одетый человек, которого они увидели, никак не походил на мультимиллиардера. Так что, прежде чем взять его в заложники, преступники, угрожая пистолетом, попросили у Теодора Альбрехта удостоверение личности. И только после этого запихнули его в свой автомобиль.

Тео отвезли в офис Олленбурга в центре Дюссельдорфа. В плену он провел 17 дней. Все это время он торговался с преступниками по поводу суммы выкупа и сумел снизить ее до 7 млн марок. Тем временем специальная следственная бригада из 164 человек пыталась выйти на след преступников.

Деньги по требованию похитителей привез в двух чемоданах в названное ими место епископ Эссенский Франц Хенгсбах. Далее, в соответствии с договоренностью, Тео провел 24 часа в резиденции епископа и только после этого вернулся к семье.

Похитители довольно быстро были арестованы. Суд приговорил каждого из них к 8,5 года тюрьмы. Почти половину денег, полученных в качестве выкупа, следствию не удалось обнаружить. Тео хотя и скромно, но отблагодарил следователей, сутками искавших его по всей Германии: он подарил им 120 бутылок шампанского, 12 бутылок шнапса и две бочки пива.

Даже в истории с похищением Тео проявил одну из своих главных черт — стремление экономить на всем. Сумму выплаченного преступникам выкупа он исключил из налогооблагаемой базы, заполняя налоговую декларацию за год. После этого он долго судился с налоговой службой, доказывая свою правоту.

Взращенные за прилавком

На следующий день после освобождения Тео в газетах появилась его фотография. Долгое время она была единственной его фотографией, известной публике. В 1987 г. папарацци сумел сделать второй, не очень качественный снимок обоих братьев. В 1990 г. была сделана еще одна некачественная фотография Тео. После случившегося и без того не очень общительные братья Альбрехт стали вести еще более замкнутый образ жизни. Интервью или публичные выступления, и до того довольно редкие, после 1971 г. прекратились навсегда.

А недавно Тео Альбрехт скончался. 28 июля его похоронили на кладбище Бреденей в Эссене.

Будущие миллиардеры братья Альбрехт появились на свет в пригороде Эссена — городке Шенебек. Тео — в 1922 г., Карл — двумя годами ранее. Дети росли в бедности. Отец, бывший горняк, зарабатывал крохи и страдал профессиональными заболеваниями горняков — эмфиземой легких и проч. После ухода с шахты он работал в булочной. Деньги в семью приносила мать — Анна Альбрехт, державшая маленький продуктовый магазинчик. Он был основан в 1913 г., и именно этот год считают годом основания будущей империи Aldi.

После школы Тео стал работать учеником продавца в магазине матери. Карл сначала был продавцом деликатесов, потом купил собственный продуктовый магазин, расположенный в доме № 89 по Хюштрассе. Еще при предыдущем хозяине объявление в витрине обещало покупателям «самые дешевые продукты». Сейчас на магазине красуется эмблема Aldi. Поскольку самый первый, мамин магазин не дожил на наших дней, именно Aldi на Хюштрассе в Эссене считается старейшим магазином сети.

Война и деньги

Сведения о военной службе братьев Альбрехт во время Второй мировой войны противоречивы. Если верить многочисленным некрологам, появившимся в прессе в последние дни, в армию был призван Карл. Согласно другим источникам в немецких СМИ, в вермахте служили оба брата. Старший — снабженцем в Тунисе, в африканском корпусе Роммеля, младший — на восточном фронте. В 1945 г. Карл сдался американцам, раненый Тео попал в советский плен. Оба вернулись домой в 1946 г.

После войны братья приняли решение заняться совместным бизнесом. К магазину мамы добавился еще один продуктовый магазин неподалеку, были взяты в аренду площади в крупных магазинах. Заработанные средства вкладывались в покупку новых лавочек. К 1950 г. у братьев было 13 магазинов в Эссене и соседних городках Рурского региона — Мюльхайме и Гельзенкирхене. Братья работали не покладая рук. Темп, с которым они расширяли бизнес, поражает, особенно с учетом того, что 20 июня 1948 г. в Германии была введена в обращение немецкая марка и в результате обмена денег жители страны потеряли большую часть своих сбережений. В том же 1948 году братья Альбрехт регистрируют совместную компанию Albreht’s Discount Company (сокращение Aldi получило распространение гораздо позже, впервые его можно было увидеть на вывеске магазина в Дортмунде в 1962 г.).

Философия и технология

Компания братьев Альбрехт не только называлась на американский манер — ее первоначальный успех был во многом связан с использованием американского опыта розничной торговли. Новинкой для Германии был, к примеру, принцип самообслуживания. Даже самые бедные покупатели привыкли к тому, что товар им взвешивает, достает, отпускает, отрезает, наливает продавец. Девиз, под которым шло развитие сети дешевых продуктовых магазинов, можно прочесть на веб-сайте Aldi и сегодня: «Качество выше, цены ниже».

Стремление к экономии, и так свойственное немецкой натуре, после реформы 1948 г. только обострилось. Магазины Альбрехтов стали ответом на острую потребность экономить. Речь идет не о традиционном обслуживании клиентов, но об их массовом удовлетворении«, — говорил в те годы Карл Альбрехт.

Так, согласно германскому законодательству того времени размер максимальной скидки не должен был превышать 3%. Обычно магазины заставляли покупателей собирать купончики на скидку, пока их не накопится определенное количество. В магазинчиках Альбрехтов никаких купончиков не выдавали и не принимали, но цены уже были снижены на 3%. Альбрехты первоначально не тратили денег на рекламу (позднее она появилась, хотя и в весьма ограниченных размерах). Лучшей рекламой должны были являться цены. Самые низкие цены на ограниченный — от 600 до 1000 наименований — ассортимент товаров повседневного спроса. Доход обеспечивала быстрая оборачиваемость (см. врез).

Еще один пример экономии. В ранние послевоенные годы в торговых залах Aldi не было холодильников. Самый ходовой товар, нуждающийся в охлаждении, — маргарин хранился преимущественно в подвале, откуда небольшие партии доставались по мере необходимости. Маргарин в Aldi, разумеется, был самым дешевым в Германии.

Дополнительную экономию сил и средств приносило отсутствие ценников на товарах. Каждый товар имел свой трехзначный код, сотню наиболее ходовых кодов кассир должен был знать наизусть, остальные смотрел в таблице. Ставка на жесткое дисконтирование принесла братьям успех. Их торговая империя росла быстрыми темпами. 1950 г. — 13 магазинов, 1953 г. — 31, 1958 г. — 170, 1960 г. — 300.

Линия раздела

В 1960 г. Тео и Карл сильно поспорили. Тео считал, что сигареты надо выкладывать в прикассовой зоне. Карл утверждал, что сигареты должен выдавать кассир, а в прикассовой зоне их будут часто воровать. Спор закончился разделом торговой империи и сфер влияния. Делили по-честному. Один прочертил на карте ФРГ линию, другой выбрал, какая половина ему больше нравится. Линия прошла примерно по реке Рур. Тео достался север, где стала действовать компания Aldi Nord (работает под брендом Aldi Markt), Карлу — юг (Aldi Sued). Логично предположить, что выбор делал Тео, так как в штаб-квартире старой, единой Aldi осталась именно его половинка компании.

Магазины двух компаний, хоть и считающихся с 1966 г. юридически независимыми друг от друга, различаются разве что цветом платных пластиковых пакетов. Одинаковые цены, одинаковый ассортимент и, что совсем показательно, совместные закупки у поставщиков. В 2004 г. немецкая маркетинговая компания GfK провела исследование, какие национальные бренды жители Германии считают самыми известными и уважаемыми: немцы поставили Aldi на третье место после Siemens и BMW. Похоже, никто из опрошенных не делил бренд на северный и южный.

В середине 60-х совокупная доля бизнесов братьев на германском рынке розничной торговли продуктами питания достигла 47%. Местные антимонопольные органы считали раздел торговой империи формальным и решили, что Aldi нарушает закон о конкуренции. Ответом на этот выпад стал ускоренный темп роста бизнеса за пределами Германии.

Первую такую сделку совершил Карл. В 1968 г. Aldi Sued поглотила в Австрии небольшую сеть дискаунтеров Helmut Peter Hofer, в которой тогда было около 20 магазинов (сейчас — около 400). Первым самостоятельным проектом Тео за рубежом стала покупка магазинной сети в Бельгии в 1973 г. Принцип экономии работал у братьев всегда — все развитие бизнеса братья осуществляли за счет внутренних средств без привлечения банковских кредитов.

Мировое господство

Возможно, карту раздела мира и Европы братьям тоже довелось рисовать. Во всяком случае разграничение сфер влияния налицо. Большая часть Западной Европы — это Aldi Nord. Aldi Sued — это Австрия, Швейцария, Греция, Восточная Европа, Ирландия с Великобританией и весь остальной мир. В настоящее время в мире (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Польша, Португалия, Словения, США, Франция, Швейцария) насчитывается около 8200 магазинов Aldi. Общая их выручка в прошлом году составляла около 53 млрд евро. В какой бы точке Германии вы ни находились, до ближайшего Aldi вы можете добраться менее чем за 20 минут. В 1973 г. в Германии у Aldi появился первый конкурент — магазины Lidl (бренд компании Schwarz Group). В сетях Lidl кроме дискаунтеров есть и магазины других форматов). Бюджетные Lidl отличает от Aldi в первую очередь меньшее число товаров private label, а также более низкие зарплаты сотрудников. Концепция жесткого дисконта в розничной торговле проникла и в другие страны мира, появились многочисленные национальные клоны Aldi. О возможном выходе Aldi на российский рынок говорилось неоднократно. Последний раз — в прошлом году, когда компания через суд добилась отмены регистрации своего торгового знака в России на российские компании-«пустышки» и подала заявку на регистрацию торгового знака на себя. Но бизнеса в России у Aldi пока нет.

Смерть и орхидеи

Несмотря на раздел бизнеса, братья не переставали дружить. В 1994 г. они приняли решение одновременно отдать бразды правления своим детищем — и ушли с постов гендиректоров Aldi Nord и Aldi Sued. Полномочия председателей советов директоров компаний они сложили с себя в возрасте 82 лет: Карл — в 2002 г., Тео — в 2004 г.

В заявлении Германской ассоциации розничной торговли по поводу смерти Тео Альбрехта говорится: «Мало кто оказал такое влияние на целый сектор экономики». Разве что Карл Альбрехт. В рейтинге Forbes за 2010 г. Тео Альбрехт занимал 31-ю строчку с состоянием около $17 млрд. Почти все эти деньги находятся в благотворительных фондах, из которых не могут быть изъяты. Помимо экономии у Теодора Альбрехта были и другие ценности. В первую очередь — семейные. Он вел затворнический образ жизни, проводя дни с женой Цецилией и в своих оранжереях. Источники из немецких СМИ рассказывают, что в доме Тео находится лучшая в мире коллекция орхидей, которые он выращивал сам большую часть своей жизни. Семейный бизнес Тео продолжится и после его смерти: оба его сына — Тео-младший и Бертольд — работают в Aldi Nord.

 Секрет успеха магазинов Aldi: экономия на всем 

Площадь магазина должна быть минимально возможной.
 
Расходы на дизайн торгового зала минимальны.
 
В магазинах не бывает витрин, чтобы не тратить деньги на их оформление, двери никогда не открываются автоматически – покупатель сразу понимает, что пришел в магазин самообслуживания.
 
Вместо стеллажей торговля в зале идет прямо с деревянных поддонов (паллет) из коробок, ящиков и промышленных упаковок. В зале обычно тусклый свет (экономия электричества).
 
Aldi не занимается скоропортящимися продуктами. 
 
До 80% ассортимента приходится на продукты private label – сок Aldi, масло Aldi, сыр Aldi, растворимый кофе Aldi и т. д. Даже в случае с товарами под другими брендами чаще всего в продаже имеется только один бренд одного вида товара, редко два. У поставщиков можно брать более крупные партии товара, а покупателям не нужно тратить время на выбор между брендами.
 
Тележки для товаров «арендуются» – взять тележку можно, лишь вставив монетку в специальный приемник в ручке тележки. При возвращении тележки на место возвращается и монетка. Так экономятся деньги, которые в другом магазине пойдут на зарплату рабочему, собирающему тележки по автомобильной парковке. С корзинками ничего подобного придумать не удалось, потому корзинок просто нет.
 
Пакеты для упаковки товаров платные. Зато самые догадливые из покупателей берут опустевшие картонные коробки из торгового зала и складывают в них свои покупки.
 
До самого недавнего времени в магазинах не принимались пластиковые карты – чтобы не задерживать очередь (с 2004 г. в германских Aldi можно платить дебетовой картой Girocard). 

Справка:

Aldi Nord
Сеть продуктовых магазинов формата «жесткий дискаунтер»
Выручка – 10,3 млрд евро (2009 г., без учета магазинов за пределами германии, данные Lebensmittel Zeitung).
Чистая прибыль – 336 млн евро (без учета магазинов за пределами германии, данные Lebensmittel Zeitung).
Основные акционеры – наследники Теодора Альбрехта.
 

Личная экономия
Тео Альбрехт войдет в историю вместе с братом Карлом как создатель нового магазинного формата – продуктового жесткого дискаунтера. Принцип экономии на всем совладелец сети магазинов Aldi применял и в личной жизни – делал записи огрызками карандашей, годами не менял и не ремонтировал пишущую машинку, носил дешевые костюмы и отказывался пользоваться услугами персонального водителя. К концу жизненного пути ему удалось сколотить состояние в $17 млрд. 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments