В конце 1997 года бывший первый президент СССР Михаил Горбачёв снимается в рекламе американской сети пиццерий Pizza Hut. Ролик попадёт в историю рекламы как один из самых позорных, но завораживающих: в России он вызывает раздражение, в мире – насмешки.
Горбачёву нужны деньги на финансирования его фонда, Pizza Hut стремительно расширяет свою сеть, не жалеет денег на рекламу и выплачивает рекордный гонорар. Видео снимают для американского рынка с киношным размахом: все диалоги на русском языке и сопровождаются субтитрами, звуковую дорожку записывает живой оркестр.
В минутном сюжете создатели пытаются уловить суть постсоветской России: Горбачёв гуляет с внучкой по Красной площади и заходит в пиццерию: его узнают и начинается дискуссия. «Это из-за него у нас в экономике бардак, политическая нестабильность, полный хаос», – злится сердитый гражданин в сером пиджаке. «У нас новые возможности, свобода, перспективы», – возражает молодой человек. Семейный спор прерывает со вкусом одетая пенсионерка: «Да благодаря Горбачёву у нас есть Pizza Hut». Возразить нечего – все вскакивают и салютуют Михаилу Сергеевичу кусочками пиццы.
Сам Горбачёв употреблять пиццу в кадре отказался, но в ролике снимается его девятилетняя внучка Анастасия – бывший президент угощает её. Российская пресса цитирует ироничные реплики влиятельных зарубежных изданий: «В рекламе Pizza Hut Горбачёв сыграл роль ветчины», — шутит The Guardian. «Политика — неблагодарная игра. Когда-то ты менял историю, сносил Берлинскую стену и спал с ядерным чемоданчиком под подушкой, а сегодня снимаешься в рекламе ресторанов быстрого питания, как Памела Андерсон», — пишет Independent.
На родине неприятно поражены. Горбачёв непопулярен, но всё-таки это бывший лидер страны – и что же получается: царь в отставке рекламирует американскую пиццу, а на Западе над ним ещё и открыто потешаются? Консультант Горбачёва по PR оправдывается: «Мы обсуждали вопрос участия Михаила Сергеевича в этой рекламе и решили, что это ни в коей мере не вредит ни его имиджу, ни имиджу России».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Этот текст – часть нашей книги «История российской торговли: 90-е». Прямо сейчас мы собираем деньги на издание: можно (и нужно) оформить предзаказ на книгу. В цифровом виде выйдет 1/5 книжного материала (примерно 36 заметок из почти 200). Если мы не соберем средства и не продадим тираж, то материал, к сожалению, «ляжет в стол» до лучших времен, а скорее всего – никогда не выйдет.