Немецкая Metro Group наращивает экспансию в Черноземье в сегменте ритейла бытовой техники. Как стало известно „Ъ“, до конца года откроется первый гипермаркет сети Saturn в Белгороде — в достраивающемся комплексе «МегаГриНН». Кроме того, с корпорацией «ГриНН» немецкая компания договорилась и о запуске своего магазина в Орле — в третьей очереди местного многофункционального комплекса. Сейчас магазины бытовой техники Metro Group в Черноземье есть только в Воронеже и Липецке, по числу торговых точек компания пока существенно уступает своим основным конкурентам, но в регионах присутствия навязывает им серьезную борьбу за покупателя.
«ГриНН» и Media-Saturn-Holding GmbH, которое входит в Metro Group AG, подписали соглашение о долгосрочной аренде 5,74 тыс. кв. м в строящемся торгово-развлекательном комплексе (ТРК) «МегаГриНН» в Белгороде, сообщил вчера „Ъ“ источник, знакомый с переговорами. По его данным, гипермаркет будет работать под брендом Saturn. Объект запланирован к запуску в октябре текущего года, общая площадь ТРК — порядка 160 тыс. кв. м. «Кроме того, стороны достигли принципиальной договоренности и о запуске гипермаркета в Орле — в анонсированной третьей очереди местного многофункционального комплекса корпорации», — добавил собеседник „Ъ“.
В ЗАО «Корпорация „ГриНН“» вчера от комментариев отказались. Представитель ООО «Медиа-Маркт-Сатурн» сообщил „Ъ“, что официально подтвержденной информации о готовящемся открытии магазинов в Белгороде и Орле пока нет. На сегодня сеть заявляет лишь о запуске гипермаркетов в Ульяновске и Рязани.
Холдинг Media-Saturn-Holding GmbH вышел на российский рынок в 2006 году. На сегодня сеть насчитывает в России 31 магазин общей площадью 180 тыс. кв. м. Оборот холдинга в 2010 году составил €20,8 млрд. В Черноземье он представлен в Воронеже — магазинами под брендами Saturn (в сити-парке «Град») и Media Markt (в ТРЦ «Арена»), а также в Липецке — Media Markt в ТРЦ «Европа».
Стоит отметить, что Metro Group стала развивать в России сеть гипермаркетов Saturn лишь с 2010 года, воронежский магазин стал одним из первых в стране. Как заявляли ранее „Ъ“ в ООО «Медиа-Маркт-Сатурн», «внутренняя конкуренция между Media Markt и Saturn может показаться необычной, но это сделано намеренно». Сети имеют разное позиционирование и отчасти ориентированы даже на разного покупателя. Так, считается, что Media Markt — более жесткий дискаунтер, чем Saturn.
В Черноземье Media-Saturn-Holding GmbH пока существенно уступает своим российским конкурентам по количеству магазинов бытовой техники. Так, «М.Видео» представлено 11 магазинами во всех областных центрах макрорегиона. У «Эльдорадо» 16 магазинов в Черноземье, компания присутствует во всех шести регионах. У «Техносилы» — девять торговых точек, они также представлены во всех областях Черноземья.
«Media Markt — один из самых мощных федеральных и даже мировых ритейлеров», — констатирует директор по связям с общественностью ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов. «Выход на региональные рынки в России для него вполне логичная стратегия. У сети меньше магазинов, чем у прямых конкурентов, поэтому она наращивает экспансию в крупные города, прежде всего в областные центры. Открытие новых торговых точек в Белгороде и Орле в этом смысле вполне предсказуемый шаг», — резюмирует эксперт. По его мнению, рынок бытовой техники сейчас восстановился и вернулся к докризисным показателям. По данным РАТЭК, объем российского рынка бытовой техники составил в 2011 году $16,1–16,2 млрд. Рост по отношению к 2010 году составил 20%. По мнению эксперта, на региональных рынках конкуренция сейчас достаточно острая — за счет присутствия в крупных городах как федеральных игроков, так и местных сетей, а также за счет интернет-продаж. С господином Гуськовым согласен и Антон Пантелеев, менеджер по связям с общественностью компании «М.Видео», который расценивает конкуренцию в целом ряде регионов Центральной России как очень высокую. Господин Пантелеев отметил, что «М.Видео» рынок Белгородской области также очень интересен и в 2012 году компания собирается продолжать там свое развитие. Однако более подробно о планах компании он не сообщил. По мнению вице-президента по стратегии компании «Техносила» Леонида Тюкавкина, больше всего новых магазинов в регионах сегодня открывают Media Markt и «М.Видео», «Эльдорадо» чаще меняет локацию действующих магазинов, «заботясь о более выгодном расположении торговых точек». Собственную стратегию развития на ближайший год «Техносила» пока не анонсирует, господин Тюкавкин уточнил лишь, что первоочередной задачей является вывод существующих магазинов на новый уровень прибыльности.