Перед выходом нового iPhone Retailer.RU изучил, какие сложности ожидают ретейлеров при выходе новых моделей и каковы правила игры для новичков, желающих продавать технику Apple. Среди подводных камней — длительное ожидание новых комплектующих, понижение цен перед выходом новой модели и дорогостоящие требования производителя для официальных продавцов. Рынок вполне позволяет работать сотням крупных и мелких игроков, ведь объем только официальных поставок через ООО "Эппл Рус" в прошлом году составил 96 млрд руб.
По оценке Юрия Брюквина, генерального директора "Рустелекома", рынок смартфонов Apple в России в 2014 г. составил 4,4 млн аппаратов, из них 3,3 — официальные поставки, остальное- серый рынок. В первом полугодии 2015 г. в Россию было ввезен только 1,1 млн смартфонов. В дененежном выражении, рынок составил $2,9 млрд в 2014 г. (110 млрд руб. по средневзвешенному курсу за год), в первом полугодии 2015 г. — $750 млн (42,8 млрд руб.) Официально продажи iPhone 6S в странах "второй волны", куда войдет и Россия, стартуют 25 сентября. По оценкам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, цена на него будет начинаться с 49 990 руб. за телефон с 16 Гб памяти, 56 990 — за 64 Гб, а старшая модель со 128 Гб будет стоить 63 990 руб. Сегодняшняя версия iPhone 6 стоит 44 990, 52 990 и 58 990 руб. соответственно.
Мария Заикина, представитель сети "Связной", рассказала, что все службы компании особо готовятся к такому важному событию, как запуск нового поколения iPhone, однако бизнес-процессы выстроены так, что компания к подобным нагрузкам готова. Представитель "Мегафон Ритейл" Роман Соколов видит главное отличие новых релизов iPhone перед всеми остальными аналогичными телефонами в высоком общественном интересе к продуктам Apple, что заставляет розничные компании делать больше публичных мероприятий и промоакций.
Несмотря на все сложности, торговать iPhone выгодно. Юрий Чернявский, директор по маркетингу торговой сети DNS, рассказал Retailer.RU, что зарабатывать на смартфонах Apple можно, но не за счет большой маржи, а за счет большого оборота. "Если есть большой оборот, то продавать iPhone становится выгодно", — говорит Юрий Чернявский. Большинство ретейлеров не ожидают ажиотажного спроса на новую модель. Представители "Техносилы" полагают, что iPhone 6S мог бы пользоваться повышенным спросом, но нестабильная макроэкономическая ситуация в стране и продолжающееся ослабление рубля угрожают успеху новинки в России. Мария Заикина добавляет, что в 2015 г. в силу общей экономической ситуации спрос на технику несколько ниже, чем в 2014 — люди более сдержанно относятся к покупкам. "Юлмарт", несмотря на то, что обновленные модели будут дороже предыдущих версий, тем не менее ожидает стабильный интерес со стороны покупателей.
Что касается интернет-магазинов, специализирующихся на технике от Apple, — на них выход нового поколения отражается повышением затрат на маркетинг. Так, онлайн-магазин macov.net организовал в московском Hard-Rock Cafe для своих покупателей трансляцию презентации новинок американского производителя. "Мы видим необходимость увеличения затрат на курьерскую службу, так как если старые модели покупатели готовы ждать сутки, новинки же необходимо доставить в течение двух часов", — рассказал Retailer.RU директор магазина Николай Николаев. Большинство интернет-магазинов отмечают сложности в доставке новых комплектующих. При выходе нового смартфона запчасти для ремонта доставляются в магазин только спустя месяц. То есть, если вы на следующий день после покупки нового iPhone 6S разобьете его экран, ждать замены придется долго.
Сергей Хохлов, директор интернет-магазина "Мегаполис", кроме долгого ожидания комплектующих отмечает постоянное изменение стоимости товара поставщиками, иногда даже по несколько раз на дню, что не всегда зависит только от курса валют. "С началом продаж новой модели цены на текущую линейку незначительно снизятся", — прогнозирует Юрий Трофимов, руководитель отдела закупок цифровой техники компании "Техносила". Многие поставщики понижают цены на товар, соответственно, снижать цены приходится и ретейлерам, чтобы оставаться в рынке. Работать напрямую с Apple в принципе получается довольного дорого.
Если мы говорим об онлайн-рознице, здесь в большей степени представлен серый импорт, на который производитель закрывает глаза. Юрий Брюквин, генеральный директор "Рустелекома", видит некую двоякую позицию производителя, который в стране вроде и представлен, но, с другой стороны, особо не защищает официальных продавцов. В отличие, например, от ближайшего конкурента Samsung, который борется с серыми поставками. Представитель портала аppleinsider.ru Михаил Королев рассказал Retailer.RU об особенностях работы ретейлеров с Apple. Организация собственного официального офлайн-магазина может стоить предпринимателю год времени и больших вложений, которые пойдут на торговое оборудование, ремонт по стандартам производителя и другие издержки.
Среди преимуществ официального статуса (авторизованный реселлер Apple (AAR — Apple Authorized Reseller) — премии за объем продаж, различные льготы и бонусы, а также компенсация части затрат на рекламу. В России в качестве официальных реселлеров работает re:Store, iPort, ficha.ru, Amos, ряд сотовых ретейлеров. Представитель re:store и ООО "Эппл Рус" на запрос не ответили. Представитель старейшего в России официального реселлера Amos рассказал о схеме работы авторизованных продавцов. Реселлеры покупают телефоны у большого количества представленных на рынке официальных дистрибьюторов, затраты на оформление магазина составляют большую долю затрат, максимальная прибыль порядка 15%. По оценке Дениса Кускова, генерального директора информационного агентства TelecomDaily, на российском рынке доля "серых" смартфонов производителя составляет 5%, большая часть продается все-таки у официальных реселлеров.
Гораздо дешевле и быстрее организовать бизнес с закупками техники у сторонних дистрибьюторов, а не у "Эппл Рус". В сети есть десятки предложений от оптовиков. Как отмечают в компании Applestore-spb, оптовый рынок техники Apple характеризуется высокой волатильностью, цены постоянно корректируются в зависимости от валютных курсов и запасов на складах. Существуют даже системы мониторинга оптовых цен основных поставщиков Apple, как белого, так и серого происхождения. Например, у оптовиков цены на iPhone 6 упали на 4 тыс. руб., на 6+ — на 7 тыс. руб. Но не стоит ждать особенно больших скидок. Зарабатывать на неофициальных продажах iPhone можно примерно 5–5,5%. К примеру, у одного из оптовиков можно купить iPhone 6 64 Гб Gold за 50 500 руб., при том, что на официальном сайте apple.ru, а также в официальных магазинах, как "Евросеть" или "Связной", такой телефон стоит 52 990 руб. Если речь будет идти о партии в 50 телефонов, продавец готов "скинуть" с цены одного телефона 200–300 руб.