7 апреля в рамках XIII Северо -Западного продовольственного форума состоялась экскурсия по сетевым магазинам Санкт-Петербурга. Алексей Жвалев, директор по развитию компании «Эмеральд» (консалтинг в мерчандайзинге), давал свои комментарии и оценивал гипермаркеты «Карусель», Metro Cash & Carry и дискаунтере «Пятерочка» с точки зрения мерчандайзинга.
«Пятерочка». Василеостровский район Санкт-Петербурга
«Выкладка хлебобулочных изделий на поддонах — плохая идея. В начале дня ситуация выглядит прилично, но, думаю, что к концу дня она значительно меняется. Выкладка на поддонах требует постоянного внимания обслуживающего персонала, иначе покупателю нужно рыться и самостоятельно вытаскивать нужный товар. Зато по выкладке на полках видно, какая продукция пользуется наибольшей популярностью».
«Правильно, что отдел бытовой химии выделен отдельно. Хотя с местоположением между мясным и хлебобулочным отделами, я бы поспорил».
«Пример неэффективного использования пространства. Сюда свободно влезет еще одна полка под молочную продукцию».
«Чудовищно неправильная выкладка молочной продукции. Покупатель сам должен доставать товар из упаковки. Если же коробки посередине зала — рабочий момент, это говорит о некачественной работе оператора зала».
«При наличии своего холодильника, компания обеспечивает грамотную выкладку товара. В данном случае представление товара начинается с лидера продаж, которому отдано лучшее место в начале ряда».
Гипермаркет «Карусель» на пр. Просвещения. Фото запрещено
«Стандарт «Карусели» — это вертикальная выкладка по производителю, которую, как правило, делают сторонние поставщики. На мой взгляд, это грамотный подход. Видно, что и сколько стоит. К внутренним правилам сети относится: расположение товара по движению покупательского потока от «дешевого к дорогому» в пределах одной товарной группы, а так же выставление минимум двух и максимум четырех фэйсов. Хотя мы в «Карусели» увидели нарушение собственного правила».
«В магазине соблюден классический треугольник движения посетителя: вход — хлеб — мясо — молоко — касса. Чем дальше друг от друга эти зоны расположены, тем больше вероятность спонтанной покупки. Единственное, что смущает — палеты с продукцией на полу, которые мешают проходу. Конечно, в магазине утверждают, что это носит временный характер, но я не стал бы верить на слово»
«Карусель» находится на достаточно высоком уровне с точки зрения мерчандайзинга.
Metro Cash & Carry на Комендантском проспекте
В течение экскурсии Светлана Кононова, управляющая торгового зала Metro Cash & Carry, рассказала о некоторых особенностях торговой сети: «Мы действительно никогда не переклеиваем дату производства на продукции, в этом нет необходимости – у нас все свежее. Также мы понимаем, что для наших покупателей имеет значение наличие и качество товара, а не его цена. Два раза в неделю продукция ненадлежащего качества утилизируется. Мы не храним продукты, мы их продаем».
Алексей Жвалев: «Что касается мерчандайзинга в Metro Cash & Carry — все плохо».
«Классика неправильных ценников. Непонятно — какой ценник к какому товару относится. Есть разделение на блоки, но вот никакой системы в этих блоках лично я не вижу.
«Мне кажется странным освещение мясного отдела. На верхних полках все видно, а вот на нижних очень темно».
«Отдел с вином обширен, но бестолков. Да, продукция расставлена по странам производителям, но не ясной остается цена. Хотя, если в отделе всегда присутствует специалист по винам, может, это и не так важно».
«При всех этих минусах стоит понимать, что покупатель приходит в магазины такого формата не за изысками, а за гарантиями. Если уж он сюда пришел, он точно найдет то, что надо. Спонтанная покупка здесь практически невозможна».