В январе — феврале 2009 г. оборот розничной торговли в Новосибирской области, по данным Новосибирскстата, составил 38,64 млрд руб. (минус 6,8% к январю — февралю 2008 г.). На долю продовольственных товаров в первые два месяца этого года приходилось 41,9% оборота, на непродовольственные — 58,1%, годом ранее — 42,7% и 57,3% соответственно.
Лидер сибирского рынка — сеть «Холидей» начала избавляться от товаров премиального сегмента, сейчас они продаются со скидкой 20-30%, новых поставок нет, говорит генеральный директор «Холидей» Алексей Захаров. По его словам, сейчас в супермаркетах сети площадью около 1000 кв. м примерно 9600 товарных позиций, к середине года их станет 7500-8000, пропорционально сократят и количество позиций по непродовольственным товарам (их 10%). По мнению Захарова, все это позволит ускорить оборачиваемость товаров и увеличить выручку с 1 кв. м (сейчас — 20 000 руб. в месяц). В начале марта «Холидей» начал развивать новый формат — «Холди дискаунтер». Эти магазины продают только 650 наименований товаров, а их цена на 5-15% ниже, чем в остальных магазинах сети. В течение года компания планирует открыть не менее 10 магазинов такого формата.
В «Пятерочке» меняют продукты на более дешевые, но сокращать ассортимент продовольственных товаров не собираются, говорит коммерческий директор новосибирской сети Роман Загуменный. «Мы сокращаем долю непродовольственных товаров (с 20% до 10-15%), так как отсрочка платежа по ним обычно короче, а оборачиваемость — от 20 дней по сравнению с 7-12 днями по продовольственным», — рассказывает он. По его словам, в этом году в «Пятерочке» станет больше товаров под собственной торговой маркой — от 100 до 500 наименований (общий средний ассортимент «Пятерочки» — 5000 наименований), они дешевле на 15-20%. Эти меры позволят сохранить объемы продаж, которые падают после Нового года, говорит Загуменный, не раскрывая цифр.
В новосибирских «Лентах» 12 000 позиций, общее количество не изменится, а вот непродовольственных товаров во II квартале станет меньше на 30%, доля продуктов на прилавках в результате увеличится с 80% в прошлом году до 85% в 2009 г., рассказал директор по закупкам местной сети Кирилл Мюрзепп. Внутри продовольственной группы произойдет перераспределение по некоторым позициям — в пользу бюджетных товаров, продолжает он. Так, по словам Мюрзеппа, сеть сможет сократить «оборачиваемость, количество поставщиков и издержки на работу с ассортиментом».
Производители продуктов уже ощутили увеличение спроса на дешевое. Компания «Трапеза» (мясные полуфабрикаты) в марте начала выпускать более дешевые пельмени, сообщил директор по экономике компании Роман Пипко. Машинная лепка вместо ручной плюс «некоторые изменения в составе продукта» — и один из видов пельменей обойдется покупателям на 30% дешевле (105-120 руб. за 1 кг), рассказывает Пипко. По его словам, «Трапеза», которая работает в ценовом сегменте «выше среднего», после Нового года ощутила снижение спроса. Сети отказываются от дорогих продуктов, но продукцию «Трапезы» пока из ассортимента не выводили, утверждает топ-менеджер. (Компания поставляет в «Быстроном», «Холидей», «Марию Ра».)
В феврале — марте продажи молочной продукции выросли на 10%, говорит директор Жуланского масло-сырного завода Татьяна Котельникова. Предприятие выпускает около 40 видов продукции (молоко, кефир, масло, сметана, творог) экономсегмента под маркой «Жуланка», поставляет их в «Ленту», Auchan, «Регионмарт», добавляет она. На самые дешевые продукты — молоко и кефир в мягкой упаковке (по 16 руб. за 1 л) — «спрос растет ежедневно», радуется Котельникова. «С осени мы почувствовали незначительное смещение спроса с товаров йогуртно-десертной группы в сторону традиционных — молока, масла, сметаны», — подтверждает руководитель по внешним связям «Вимм-билль-данна» по Сибири и Дальнему Востоку Антон Калтыгин. Тем не менее, по его словам, компания не сокращала ассортимент.