Как понять, что пора менять работу? Кто-то быстро ориентируется в своих желаниях (вернее, нежеланиях) приходить офис, и в краткие сроки заменяет его на аналогичный. Кто-то просиживается на одном месте годами, не позволяя себе даже думать о новой работе: это непрофессионально, непрактично, непривычно, да и страшно, в конце концов. Почему люди решают сменить работодателя, но долго не могут уйти от него? Какие опасности скрываются в переходе из одной компании в другую? Как решиться на увольнение и что такое пассивный поиск работы?
 
Курс на перемены

У каждого свои «маячки». Кто-то считает, что достоин более высокой оплаты своих трудов, но в компании не спешат раскошеливаться. Кому-то надоели командировки, а на этом месте без них никак. Этих не устраивает офис, других — стиль управления. Работодатель должен понимать одно — решение об увольнении редко принимается спонтанно. Люди ко многому привыкают быстро, и сменить работу, даже нелюбимую, бывает достаточно сложно.

«В психологии есть понятие — зона комфорта, — рассказывает Юлия Чемеринская, президент HR-Академии. — Все привычное — даже если по большинству параметров оно уже перестало устраивать — все равно остается привычным, а значит комфортным. Чтобы выйти — нужно предпринять усилие. Но ведь не все люди настолько решительны. А многим не хватает уверенности в себе».

Так когда же уверенность побеждает нерешимость? По каким причинам люди все-таки меняют место работы? Вот основные:

    * не устраивает заработная плата;
    * нет перспектив в карьерном плане;
    * возможный потолок (профессиональный) в организации уже достигнут, а хочется развиваться дальше;
    * появилась хорошая вакансия ближе к дому (как вариант — фирма переехала в новый офис, до которого работнику стало неудобно добираться);
    * открылась привлекательная вакансия у знакомых;
    * испортились отношения с руководством;
    * надоело, в какой-то момент работа перестала приносить удовольствие;
    * открывается новый проект и менеджер получает заманчивое приглашение на интересный старт-ап;
    * «переманили» конкуренты;
    * и многое другое.

«Люди не склонны к перемене места работы ввиду страха потерять стабильность и уверенность в завтрашнем дне, — говорит Андрей Месечко, PR-директор рекрутинговой компании Pride Consulting Group. — Ведь любая смена работы означает необходимость заново привыкать к окружению (коллективу, руководству) и выстраивать коммуникации, вновь доказывать свою ценность как специалиста. В целом все это идет от неуверенности в своих силах, отсутствия определенной доли авантюризма и амбиций. Как показывает опыт, "звезды" бизнеса намного более охотно принимают предложения о смене работы, их резюме намного более разнообразны, нежели у людей, не достигших еще "звездного статуса" на прежнем месте работы или вовсе не стремящихся стать "звездами"».

Прошу на выход!

Вопрос о том, сколько времени стоит посвящать одной компании или же одной должности, непростой. Рекрутеры советуют специалистам, которые работают в торговле, менять работу каждые 5-7 лет. Молодые карьеристы, как правило, «не засиживаются» больше 2-3 лет. В науке можно проработать и 20 лет на одном месте, причем каждый год будет только прибавлять в весе.

Сколько же минимум должен быть опыт работы в одной компании, чтобы соискатель заинтересовал нового работодателя? Рекрутеры считают, что для России оптимален стаж не менее 2-3 лет и не более 5-7 лет.

Светлана Катаева, управляющий директор рекрутинговой компании AVRIO Group Consulting, рассказывает, что для руководящих позиций пятилетний срок работы на одном месте считается нормальным. На практике, конечно, наблюдается бОльшая динамика на рынке труда и сотрудник с опытом работы в 2-4 года в рамках одной организации уже может быть интересен для работодателя. Важно, чтобы за это время кандидат успел добиться успеха на той или иной должности, успел сделать что-либо ценное для бизнеса.

«Специалисты, которые в рамках одной организации работают более 10 лет, становятся очень „узкими“, — продолжает Светлана Катаева, — как с точки зрения профессионального опыта, так и с точки зрения своей собственной оценки своего опыта и своего места на рынке труда. Поэтому в своей компании оставаться привычнее, возникает страх, неуверенность в своих силах, нежелание что-то менять».

Пример от автора: когда я познакомилась с Ольгой, она уже три года работала в отделе маркетинга крупной ассоциации. «Уйти хочу, — поделилась девушка. — Денег мало, да и надоело уже». На замечание, что карьеру можно строить и в этой компании, ведь она одна из самых перспективных в области, Оля ответила просто: «А кому я здесь нужна? Что им, повышать больше некого?». В следующий раз я встретилась с ней через шесть лет. Отдел маркетинга вырос до подразделения, в котором сменилось несколько начальников и почти весь коллектив, кроме одного человека. Ольги, как вы, наверное, догадались. Она все еще не решилась уйти, но и расти в этой компании стимул у нее так и не появился. «Сейчас в отпуск схожу, и точно уволюсь. Надоело!» — сказала она мне на прощание. Хотелось бы поверить.

«Слишком долгий срок работы на одном месте работы (как правило, более 5 лет) без видимых подвижек в карьере, также скажет не в пользу специалиста: о таком человеке подумают, что он лишен профессиональных амбиций, не имеет стремления к росту и развитию, — считает Андрей Месечко. — Безусловно, если очевиден карьерный и профессиональный рост (от стажера до директора, например), то нет ничего плохого в том, что человек проработал в одной организации 10 лет. Это лишь будет говорить о том, что он развивался с компанией, ввиду чего причин менять работу у него не было. Если же специалист сидел на одной позиции, выполнял одни те же функции, то это, безусловно, будет минусом, и претендовать на более интересные как по функционалу, так и по компенсации вакансии он вряд ли сможет».

Сроки, о которых мы говорим, приемлемы для специалистов «динамичных» направлений. В узкопрофильных сферах это же, наоборот, может стать плюсом. Если кандидат, допустим, десять лет занимался переводами с японского языка или изучал нанотехнологии, его ценность для работодателей повышается.

«Для меня как для HR-специалиста, работавшего преимущественно в развивающихся бизнесах, десятилетний стаж — минус, — делится Юлия Чемеринская. — Если человек так долго не менял компанию и не менял позиции в ней (не случилось ни вертикального, ни горизонтального роста), мне это расскажет о его слабой обучаемости, низкой гибкости, недостатке мобильности и адаптационных способностей.

Впрочем, если такой кандидат придет на должность, не требующую всех этих качеств — к примеру, в отдел учета кадров — почему нет? Пусть и у нас сидит 10-20 лет, бумаги оформляет. Лишь бы было всё аккуратно».
У страха глаза велики

Про привлекательность 3-5 лет на одном месте всё понятно. Однако решаются на перемены далеко не все. Самые распространенные фразы, которые можно услышать от таких «долгожителей»: «А куда я пойду?», «Кому я нужен?», «С какой стати в эту компанию будут брать меня? Найти что ли больше некого?», «Тут привычно, а что будет там?..»

Мы говорим о людях, которые действительно хотят поменять свою работу, но долгое время не могут на это решиться. Основных проблем две: страх не найти новое место и неуверенность в своих профессиональных качествах. Потенциальных соискателей также беспокоят следующие моменты:

    * Неумение правильно выйти на рынок

Не знают, как правильно подать себя, давно не составляли резюме («Да и что я туда напишу? Одну строчку?»). Не знают,где можно разместить свое CV, кому его надо отправлять, как проходит собеседование, что надо сказать, чтобы заинтересовать работодателя и т. д.

Решение здесь одно — узнавать информацию. Читать статьи, специальную литературу, форумы. Практиковаться в составлении резюме и прохождении собеседования. Если нет знакомого рекрутера, то можно попросить кого-то, кто недавно поменял работу, проверить резюме и рассказать о том, как проходило его собеседование. Реальная история знакомого человека поможет намного больше, чем информация из Сети, придаст уверенности, ведь если у этого человека получилось, то и у вас всё получится.

    * Боязнь потерять одну работу и не найти новую

Этого опасаются абсолютно все, кто задумывается о перемене места работы. Здесь все привычно и знакомо, а как все устроено там? Может, кресло будет не таким удобным или кофе не таким крепким? Новизна всегда пугает, но никто не призывает бросаться в омут. Самый распространенный вариант перехода — взять отпуск или больничный на основной работе и за это время пройти испытательный срок в новой организации.

«Меня давно звали перейти в крупную строительную компанию, — рассказывает Инна, руководитель пресс-службы. — Сомнения, конечно, были, но я все же решила попробовать. Взяла на работе двухнедельный отпуск и на следующий день вышла на новое место. В принципе, решение я приняла уже в первую неделю. Остальное время просто присматривалась».

    * Нелюбовь к переменам

Есть категория людей, которые очень сложно привыкают ко всему новому. Много раз примеряют пальто, прежде чем выйти в нем на улицу. Телефон или кошелек меняют только тогда, когда прежний сломался или порвался. Делается это не из-за экономии, а потому что привыкать к новой вещи невероятно сложно. Что уж говорить о новой работе.

Любовь Ильинична работает бухгалтером в редакции одного журнала четыре года, с момента его открытия. Срок небольшой, но если учесть специфику руководства, она — героиня. Потому как дольше года никто в этой редакции не задерживался. Причин, по которым уходили сотрудники, масса: задержка зарплаты, неумение руководителя ставить задачи, постоянные переработки и т. д. Любовь Ильинична все четыре года говорит одно: «Я б ушла, но куда мне на старости лет? Тут привыкла уже. Задерживают зарплату, но ведь платят потом. А то, что начальница крикливая, так пусть себе ругается».

    * Опасение, что прежний руководитель повлияет на дальнейшую карьеру

Многие опасаются, что после собеседования менеджер по персоналу сообщит его руководству, что человек в скором времени собирается уволиться.

«HR в данном случае руководствуется непреложными этическими нормами, — уверяет Юлия Чемеринская. — Можете быть уверены, что он не только ничего не сообщит вашему руководителю, но и за рекомендациями о вас позвонит только в тот момент, когда вы дадите на это свое согласие».

К сожалению, 100% гарантию, что руководитель не узнает о поиске работы, никто не даст. Светлана Катаева подтверждает, что уважающие себя работодатели и рекрутинговые агентства никогда не сообщат о вашем желании сменить работу текущему работодателю, но добавляет «вся наша жизнь построена из цепочки стечений разных обстоятельств, в том числе и случайных, поэтому нельзя исключать вероятности, что вы не встретите кого-либо из знакомых, придя на собеседование в новую компанию, что этот знакомый не знает вашего руководителя и т. п. Принимая решение искать работу, в самом крайнем случае нужно быть готовым к разговору со своим текущим работодателем».

«К сожалению, конфликты, которые могут возникнуть в связи с поисками нового работодателя, неизбежны, — говорит Андрей Месечко. — При этом я знаю неединичные случаи, когда специалист расставался в нормальных отношениях с бывшими коллегами и руководством. Возможно, если вы обсудите все с руководителем, предложите помощь в адаптации нового сотрудника, которого возьмут на ваше место, то у вас будут все шансы получить хорошие рекомендации. Если же цивилизованный подход не будет принят в компании, то это очередной повод задуматься о скорейшем переходе к другому работодателю».

Если все же вы стали жертвой непорядочных действия со стороны бывшего работодателя и вам надо оправдаться в глазах нового руководства, соберите дополнительные рекомендации: с других мест работы, от клиентов, коллег и пр.

    * Тайная тайна

Итак, вы решились на смену работы, но не хотите, чтобы кто-то об этом узнал. Сидение сложа руки новую должность не привлечет, а вот пассивный поиск работы принести результаты может. С чего начать?

   1. Разместить на сайтах по поиску работы закрытое резюме — его увидят только избранные компании, те, в которые вы сами отправите информацию.
   2. Обязательно расскажите о желании сменить работу друзьям и знакомым. Предупредив их, конечно, что не хотите, чтобы эта информация попала в вашу компанию.
   3. Попробуйте начать с подработки. Найдите фриланс или выполните какой-то проект удаленно. Если в компании появится вакансия, то предложат ее в первую очередь уже проверенным специалистам, то есть вам.
   4. Сообщение о поиске работы можно распространять по соцсетям, блогам, форумам, где вас знают по нику, но где вы, тем не менее, можете выложить ваше портфолио и/или какую-то информацию, характеризиующую вас как отличного профессионала.

«Совет о том, как преодолеть себя, дать сложно, — подводит итог Андрей Месечко. — Могу сказать одно: в такой ситуации надо для себя решить — менять или не менять работу. Если человек не может принять такого решения, разве можно говорить о смене компаниии о том, как это лучше сделать? Когда вы окончательно приняли решение, надо понять, что бы вы хотели от нового работодателя: отрасль, размер, функционал, заработная плата. А затем уже сосредоточиться на поиске именно того, что вы хотите, а здесь уже все средства хороши: от закрытого резюме на работном сайте до сарафанного радио и социальных сетей. Плохих методов не существует. Настоящий результат достигается только тогда, когда активно задействуются все каналы поиска новой работы».

Ободряющее заключение от Юлии Чемеринской: «Как только появится ощущение необходимости (не желание — хорошо бы, а именно необходимость — до зарезу надо, чувствуете разницу?) — работа сама вас найдет: или в сетях или стандартным путем, или через знакомых. В данном случае все пути хороши. Первична ваша потребность сменить работу. Она формирует нужное поле, в которое эти предложения втягиваются».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments