В новом году сети моментальных платежей получат меньше денег от «МегаФона». Вслед за другими игроками «большой тройки» — МТС и «ВымпелКомом» — оператор готовится снизить комиссию, отчисляемую платежным агентам. Эксперты предупреждают, что владельцы сетей моментальных платежей постараются компенсировать потери от действий оператора, увеличив комиссию для его абонентов, пополняющих счета через терминалы.
«МегаФон» планирует с 1 февраля 2012 года изменить условия сотрудничества с платежными системами, рассказал РБК daily источник на рынке моментальных платежей. Компания снизит комиссию, отчисляемую платежным агентам, до десятых долей процента. Как уточнил источник, МТС и «ВымпелКом» уже уменьшили выплаты в пользу платежных систем до 0,1%, тогда как у «МегаФона» они пока находятся на уровне 1,7%. В пресс-службе «МегаФона» от комментариев отказались.
Председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким говорит, что шаг «МегаФона» ожидаем. «Билайн» и МТС уже понизили комиссию для платежных агентов, и в этих условиях для «МегаФона» нет смысла держать ее на прежнем уровне», — считает г-н Ким. По его словам, владельцы терминалов могут попытаться компенсировать снижение доходов, повысив комиссию для абонентов. «Ранее то же произошло с МТС и «Билайном», — говорит эксперт. «Однако возможности повышения комиссии для абонентов в значительной мере исчерпаны. Это приведет к их дальнейшему оттоку в бескомиссионные каналы», — считает г-н Ким.
С ним соглашается председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. «Думаю, потери владельцев терминалов действительно будут переложены на пользователей, но это не станет чувствительным изменением», — говорит г-н Достов. В то же время, по его словам, заметные перемены могут наступить для рынка мобильной коммерции. «Сегодня одним из сдерживающих факторов развития платежей, осуществляемых посредством мобильного телефона, является цена денег для оператора. Теперь она станет меньше, что может понизить комиссию в мобильной коммерции», — считает эксперт.
Тем временем сотовые операторы и участники рынка моментальных платежей продолжают обсуждать возможную установку максимальной комиссии для терминалов. Г-н Ким отмечает, что до конкретных предложений здесь еще далеко. «С подобными инициативами выступали и Ассоциация региональных операторов связи, и Роспотребнадзор, и Общество защиты прав потребителей. Это движение в правильном направлении, но обсуждение пока идет на экспертном уровне», — подчеркивает он. Г-н Достов не видит необходимости во введении верхней планки для комиссии в терминалах. По его мнению, неясно, кто именно должен получить право установки ограничений. «На мой взгляд, надо в первую очередь бороться с неочевидными комиссиями, когда человек не осознает, что переплачивает 20—30%, — говорит эксперт. — А если терминал ясно показывает комиссию, то решение всегда за самим пользователем».
Сегодня оплата услуг мобильной связи остается главным источником дохода для платежных систем. По прогнозам НАУЭТ, в 2011 году пополнение мобильных счетов составит 65% в обороте сетей моментальных платежей.