«МегаФон» договорился с «Почтой России» о продажах своих контрактов через ее отделения по всей России. Оператор, в отличие от конкурентов — «Вымпелкома» и МТС, пока только строит свою розничную сеть, но партнерство с почтой позволит ему сразу увеличить количество точек продаж на 42 тыс. Представители классической сотовой розницы считают, что прирост абонентской базы «МегаФона» за счет такого союза не превысит 5%.
О заключении федерального договора с «Почтой России» “Ъ” рассказали в «МегаФоне». По словам начальника департамента продаж и обслуживания коммерческого управления «МегаФона» Игоря Майстренко, сейчас комплекты подключения можно купить в 15 тыс. почтовых отделений, а с первого квартала следующего года услуга (в том числе и для юридических лиц) будет доступна во всех отделениях предприятия, находящихся в зоне покрытия оператора. В планы компании входит также продажа интернет-модемов. «В течение 2010 года “МегаФон” планирует выйти на объем минимум 100 тыс. подключений в месяц. При этом мы особое внимание уделяем качеству и доступности наших продуктов. У “Почты России” есть ключевое преимущество — она есть даже в таких районах, где традиционный сотовый ритейл не был и вряд ли будет представлен»,— поясняет господин Майстренко.
«Для нас это обычный коммерческий продукт,— поясняет гендиректор ФГУПа Александр Киселев.— С каждого контракта мы будем получать вознаграждение, плюс предполагается бонус для продавца. Мы уже имеем такую практику с Tele2 и МТС, но уникальность договора с “МегаФоном” заключается в том, что речь идет о федеральном покрытии». Размер вознаграждения господин Киселев раскрыть отказался. По словам источника, близкого в МТС, по итогам третьего квартала стоимость привлечения одного абонента в целом по России (дилерская комиссия и реклама) составила 550 руб. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин предполагает, что к «Почте» может быть применен дисконт в 25–30% от этой суммы по этому показателю.
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая подтверждает, что сейчас оператор работает с «Почтой России» в 26 регионах, но при этом ведет переговоры «о заключении с первого квартала федерального соглашения — этот канал позволяет привлекать стабильных абонентов со стабильным ARPU».
Сотрудничество с «Почтой России» — это альтернативный канал продаж, оператор по-прежнему делает ставку на собственную розницу, утверждают в «МегаФоне». В середине декабря оператор объявил, что к концу года его сеть монобрендовых магазинов должна насчитывать 1,47 тыс. салонов, а к 2012 году вырастет до 3 тыс. (у МТС — 3,3 тыс. монобрендовых салонов). Сейчас на собственную розницу оператора приходится 20% продаж (SIM-карты, интернет-модемы и прочее), но к 2012 году этот показатель должен составить 55%.
Президент «Евросети» (3,7 тыс. салонов в России, на 49,9% принадлежит «Вымпелкому») Александр Малис полагает, что, даже несмотря на то, что у «Почты» колоссальная по масштабу сеть, и то, что по перечню оказываемых услуг (оплата услуг связи, денежные переводы и др.) она является конкурентом сотовых ритейлеров, увеличить существенно продажи «МегаФону» не удастся. «Максимум, на что может рассчитывать оператор, на прирост в 5%, в основном это будут абоненты, проживающие в деревнях и местах со слаборазвитой инфраструктурой. В крупных городах эта модель работать не будет, так как у почты слишком консервативный имидж и постоянные очереди»,— уверен господин Малис.
Но в перспективе «МегаФон» в рамках маркетинговых проектов «Почты» может также задействовать кредитные возможности ФГУПа, рассуждает господин Муртазин. На прошлой неделе ВЭБ объявил о создании на базе «Почты России» и Связь-банка (ВЭБ контролирует 99,5% банка) универсального банка (см. “Ъ” от 18 декабря), который по масштабу розничной сети должен быть вдвое больше Сбербанка (20 тыс. отделений) и станет по этому показателю крупнейшим в России.