Российский потребительский рынок постепенно выходит из зоны глубокого уныния, после самого значительного падения Индекса потребительского доверия в России в марте-апреле 2009 г., отмечают исследователи компании Nielsen.

Ключевые индикаторы Индекса – оценка потребителями состояния собственных финансов, перспектив своего трудоустройства, а также готовности тратить свободные средства — во второй половине 2009 г. начали медленно восстанавливаться. По результатам замера в декабре прошлого года, Индекс вырос на один пункт по сравнению с октябрем того же года и составил 86 пунктов, что впрочем все равно ниже, чем в среднем по миру (87). 

Однако, медленный рост покупательского оптимизма еще не траслировался в реальный рост продаж FMCG-сектора в России. По данным Nielsen FMCG Index, в 2009 г. общий объем продаж упакованных товаров повседневного спроса, аудируемых Nielsen в России, снизился более чем на 4% в натуральном выражении (рис 1). Самое значительное падение зарегистрировано в период с июля по ноябрь 2009 г., когда совокупные продажи FMСG-категорий в России упали на 8,7% в натуральном выражении, а рост в стоимостном выражении составил 5%, что повлияло на общий результат.

Номинальный рост рынка (по стоимости) составил 10,6%. Таким образом, темпы роста российского FMCG рынка в 2009 г. снизились более чем в два раза по сравнению с 2008 годом.
 
Анализируя динамику розничных продаж аудируемых категорий на протяжении 2009 г, аналитики компании Nielsen отметили отложенную реакцию потребителей на ухудшение экономической ситуации. Во второй половине прошлого года в полной мере проявились новые покупательские привычки россиян, которые помогли им адаптироваться к трудным временам, – отказ или сокращение покупок товаров для удовольствия, фокус на базовых продуктах, и одновременно сокращение объемов покупок и переключение на более дешевые бренды продуктов питания».

«Снижение продаж или динамики развития практически по всех FCMG категориях по результатам 2009 г., где переход на более дешевые бренды начал сменяться сокращением или отказом от покупки во второй половине года, —  рассказал Дуайт Уотсон, генеральный директор компании «Nielsen Россия». — Для восстановления FMCG-рынка критически важно, чтобы уровень потребительского доверия в России продолжал расти. И как только этот рост станет более устойчивым по мере появления позитивных изменений в макроэкономических показателях национальной экономики, начнется реальное восстановление покупательской активности на FMCG-рынке».

Рис 1. Nielsen’s FMCG Index
По сравнению с аналогичными показателями годом ранее, по данным исследований розничной торговли по категориям, аудируемым Nielsen в городах России с населением свыше 10 000 человек. 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments