В 2012 г. в России продукция сельского хозяйства всех категорий хозяйств составила 3,2 трлн руб., из них доля продукции, произведенной крестьянско-фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, составила 271 млрд руб. (данные Росстата). При этом на растениеводческой продукции специализируется 72,2% фермеров и лишь 46,2% агропромышленных компаний.
По данным «Инвесткафе», объем российского рынка натуральных продуктов в 2012 г. составил около $150 млн. Его ежегодный рост — 7-8%, к 2015 г. он может достичь 30%.

«В продуктовом ритейле доля фермерской продукции составляет 0,05-0,1% от оборота, — комментирует Игорь Арнаутов, аналитик «Инвесткафе». — Доля торговли на розничных рынках и ярмарках — около 10,5%».

Фермерам в магазины ритейлеров попасть было и есть сложно. Как считают участники рынка, малым предприятиям трудно обеспечить одинаковый объем поставок в жестко установленные сроки с соблюдением всех требований СанПиНа.

К тому же сети, чтобы себя обезопасить, предпочитают сотрудничать не с лично-подсобными или крестьянско-фермерскими хозяйствами, а с промышленными производителями мяса или молока, где есть входной и выходной контроль.

«Реагируя на увеличение интереса потребителей к здоровому образу жизни и качеству продуктов питания, многие производители начали отмечать натуральное происхождение своих товаров либо за счет размещения экологической маркировки, либо за счет стилизации упаковки под домашнее производство, — комментирует Анна Чепурнова, начальник управления ассортиментом компании «Экспресс Ритейл». — Последнее вызывает у покупателей приятные ассоциации с деревенскими продуктами и значительно увеличивает продажи».

При этом, отмечает спикер, такая продукция поступает с заводов и предприятий замкнутого цикла, назвать которые действительно крестьянско-фермерскими трудно. «Но зато продукты имеют всю разрешительную документацию и производятся по строгой рецептуре», — уточняет Анна Чепурнова.

Среди основных факторов, тормозящих развитие рынка, эксперты отмечают также более высокую (плюс 20-30%) стоимость фермерских продуктов в сравнении с фабричными аналогами, отсутствие общепринятой системы сертификации и слабую осведомленность населения в вопросах качественной натуральной органической продукции.

«В нашей стране сложно найти конечный фермерский продукт, — комментирует Василий Конашенок, управляющий фермерского кооператива LavkaLavka. — Связано это с проблемами из-за получения документов, маркировки и проч».

0 0 vote
Article Rating
авокадо-контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments