Уровень потребительского доверия в России растет медленно, но верно. По данным глобального онлайн исследования Nielsen, индекс потребительского доверия в России составил 86 пунктов, что на один пункт больше, чем в октябре 2009 г., и на четыре – чем в июне 2009 г.
Но, несмотря на сохранение покупательских аппетитов россиян, все больше потребителей планируют потратить свободные средства на приятные «излишества» — новую одежду, технологические новинки, отдых и путешествия – “конвертация” потребительского оптимизма в реальные продажи в 2010 г. будет проходить заметно медленнее, чем на других рынках. По сравнению со своими соседями по BRIC – Бразилией, Индией и Китаем, где наблюдается самый высокий уровень потребительского доверия в мире, Россия по-прежнему находится в числе наиболее депрессивных рынков. 82% опрошенных россиян считают, что их страна находится зоне рецессии, почти три четверти все еще невысоко оценивают свои перспективы трудоустройства в ближайшие месяцы 2010 г., а к списку главных источников беспокойства добавился рост цен на услуги ЖКХ.
Результаты глобального онлайн исследования Nielsen, проведенного в декабре 2009 г. показывают, что восстановительные процессы в мировой экономике продолжаются, а в некоторых странах восстановление даже ускорилось. Самый заметный рост уровня потребительского доверия наблюдается на азиатских рынках, а также в Бразилии.
В числе стран лидеров роста индекса, по данным Nielsen на декабрь 2009 г., вошли Гонконг, Китай, Сингапур, Индия и Бразилия, где все больше потребителей увеличивают накопления и инвестиции в рынок акций, а также расходы на развлечения, покупку одежды и отпуск.
В целом по миру, индекс потребительского доверия с июня по декабрь прошлого года вырос с 82 до 87 пунктов. В России Индекс потребительского доверия составил, по данным на декабрь 2009 г., 86 пунктов, прирост за аналогичный период составил скромные четыре пункта Индекса.
“Однако, разница между темпами ожидаемого восстановления в разных странах может быть огромна. Если в азиатских рынках потребители уже начали распускать пояса, то в России, а также во многих странах со зрелой экономикой, медленный рост потребительского доверия еще не траслировался в широкую готовность тратить”, — говорит Ольга Белова, директор отдела потребительских исследований «Nielsen Россия».
В Европе зарегистрирован медленный рост позитивных потребительских настроений – ни одна из стран Европейского региона, включая Россию, не показала падения Индекса потребительского доверия в 4-м квартале 2009 г.
В России 82% опрошенных уверены, что страна находится с рецессии, что, впрочем, меньше, чем полгода назад, в июне 2009 г. (88% опрошенных). При этом каждый четвертый (27%) из российских «рецессионистов» верит, что в ближайшие 12 месяцев спад в экономике закончится.
Практически каждый второй (48%) участник глобального онлайн исследования Nielsen считает состояние собственных финансов на ближайший 2010 г. отличным или хорошим. В июне таковых было 43%. В России оценка респондентами состояния собственных финансов также улучшилась.
«Потребители России вступили в новый год с осторожным оптимизмом. Индекс потребительского доверия хотя и не дотягивает до среднемирового, все же демонстрирует медленный рост — за счет позитивных изменений по всем ключевым показателям Индекса. И это хорошие новости для одной из стран с наиболее депрессивными макроэкономическими показателями в Европейском регионе», — говорит Ольга Белова.
55% опрошенных в России считают состояние своих финансов хорошим или отличным. В июне таковых было 49%. При этом доля тех, кто считает свое финансовое состояние отличным, остается практически на прежнем уровне (5% в июне и 4% в декабре 2009 г.).
В Европе общее настроение потребителей в отношении новых покупок можно охарактеризовать как «умеренный пессимизм». Лишь каждый третий (30%) участник исследования в регионе считает ближайшие несколько месяцев удачным временем для покупки товаров. Россия — в общем европейском тренде и даже выглядит на общем фоне оптимистичнее. 34% считают ближайшие полгода хорошим временем для совершения покупок, в июне таковых было 29%.
Наибольшее восстановление в России наблюдается по таким потребительских расходам как покупка новой одежды и технологические товары. Согласно данным исследования, в декабре 2009 г. 58%1 планировали тратить свободные средства на покупку одежды, и 41% — на покупку техники/электроники. Тогда как в июне таких было 53% и 34% соответственно.
Список приоритетных способов расходования свободных средств в нашей стране изменился незначительно по сравнению с предыдущими волнами аналогичного онлайн исследования Nielsen. На первых местах — покупка одежды (58%), ремонт и обустройство дома (46%), сбережения (45%), покупка технологических товаров (41%), а также отпуск и путешествия (40%).
Еще одним показателем медленного восстановления покупательной способности потребителей в России может служить тот факт, что доля респондентов, которые продолжают экономить, покупая более дешевые марки продуктов питания, снизилась с 40% в июне 2009 г. до 33% в декабре 2009 г.
Исследование показало, что несмотря на снижение покупательной способности россиян, потребительский аппетит россиян еще не утолен. Россияне на первом месте по планам покупки одежды (58%) и товаров для ремонта и обустройства дома – 46%; на третьем месте по намерению покупать технологические новинки (41%) ; в десятке стран-лидеров, где больше всего потребителей готовы активно тратить на отпуск и путешествия (40%) и развлечения вне дома (37%).
В декабре 2009 г. 37% глобальных потребителей оценивали свои перспективы трудоустройства на 2010 г. как отличные или хорошие, в июне таковых было 30%. Россияне также демонстрируют сдержанный пессимизм в оценках своих перспектив трудоустройства. 27% считают их хорошими или отличными. В июне таковых было 23%.
Исследование Nielsen показывает, что хотя экономика по-прежнему является главным источником для беспокойства россиян, в 4-м квартале 2009 г. наметился спад общей напряженности. По сравнению с июнем 2009 г. россияне стали заметно меньше волноваться о сохранении работы и состоянии национальной экономики, зато все больше их заботит состояние собственного здоровья и рост цен на ЖКХ. Последний пункт в декабре 2009 г. занимает третье место в списке главных источников для беспокойства – вместе с такими пунктами, как сохранение рабочего места, благополучие и образование детей.
“Год назад глобальная экономика рухнула, а Индекс потребительского доверия снизился до самых низких показателей. Действия правительств по выходу из кризиса и стимулированию национальных экономик позволили остановить свободное падение. Уже в первом квартале 2009 г. появились первые зеленый ростки восстановления — в основном на развивающихся рынках, — говорит Джеймс Руссо, вице-президент подразделения Nielsen Consumer Insights. В 3-м квартале 2009 г. был пройден серьезный психологический рубеж, и впервые после кризиса глобальные потребители поверили, что худшее позади. И все же в начале 2010 г. вопрос “когда же будет лучше” остается на повестке дня потребителей еще во многих странах”.
“Как показывают данные исследований Nielsen, частное инвестирование и частное потребление являются значимыми факторами, которые стимулируют восстановительные процессы в азиатских странах сегодня. Если первый фактор слабо развит в России — по данным онлайн исследований Nielsen, лишь 7-10% респондентов планируют вкладывать свободные средства в рынок акций и инвестиционные фонды, то второй — частное потребление — пока восстанавливается слишком медленно, что сказывается на темпах восстановления экономики. Лишь когда потребители получат больше оснований для уверенности, они будут готовы отбросить всю осторожность и начать тратить. Пока же “конвертация” потребительского оптимизма в реальные продажи в 2010 г. будет проходить заметно медленнее, чем на других рынках”, — говорит Ольга Белова.
Глобальное онлайн исследование Nielsen, которое регулярно проводится для изучения уровня потребительского доверия в разных регионах мира, основных источников для беспокойства потребителей, а также их намерений и привычек, связанных с приобретением товаров и услуг, прошло среди 17 500 регулярных интернет-пользователей в 29 странах мира с период с 4 по 18 декабря 2009 г.