Компания Media Markt вдвое урезала площадь своего самого крупного в Восточной Европе гипермаркета, расположенного в ТРК "Юго–Запад". Чтобы не потерять доход, собственнику ТРК пришлось провести его срочную реконцепцию.
Сеть магазинов бытовой техники и электроники Media Markt сократила площади своего магазина в ТРК "Юго–Запад" (принадлежит "Ай Би Груп") на пр. Маршала Жукова с 9,6 тыс. до 4,6 тыс. м2. "В ноябре прошлого года на фоне кризиса ретейлер обратился к нам с просьбой поменять условия договора аренды", — рассказал Юрий Борисов, управляющий партнер "Ай Би Груп". В частности, Media Markt попросил сократить площадь своего магазина, который занимал два этажа в ТК "Юго–Запад", а также зафиксировать курс евро для расчета арендной платы.
Удачная реконцепция
В результате переговоров, которые завершились в июне этого года, прошла реконцепция ТК "Юго–Запад".
Третий этаж, который освободился после Media Markt, занял мебельный центр, работавший на первом этаже, в результате этого переезда площадь мебельного центра выросла с 2,6 тыс. до 3,2 тыс. м2. На втором этаже продолжает работу Media Markt. А на первом этаже в начале ноября откроется супермаркет SPAR.
"Нам удалось свести потери от переездов и реконцепции к минимуму, а рублевая доходность торгового комплекса даже выросла на 20%", — радуется Юрий Борисов.
Привлек Интернет
Гипермаркет Media Markt в ТК "Юго–Запад" работает уже на протяжении 7 лет и был самым большим магазином компании в Восточной Европе. Всего же у Media Markt в Петербурге девять магазинов, в том числе в торговых комплексах "МЕГА" и Fort Group.
В Европе Media Markt — один из крупнейших продавцов бытовой техники и электроники, оборот холдинга Media Saturn Holding GmbH в 2013/14 финансовом году, по данным компании, составлял 21 млрд евро. В конце прошлого года ретейлер объявил о намерении вдвое сократить торговые площади в России и сосредоточиться на торговле онлайн. Тогда же стало известно о закрытии магазина в Саратове. По замыслу компании, должны были остаться средние и маленькие магазины.
Владельцы других петербургских комплексов, в которых работает Media Markt, о планируемых сокращениях не слышали. Так, в Fort Group сообщили, что по их комплексам таких переговоров с Media Markt не ведется.
Кризисный масштаб
В кризис сокращение площадей и закрытие магазинов стало популярным у ретейлеров инструментом сокращения издержек. Такое решение оправданно, считают эксперты.
"Многие сети, торгующие электроникой, сейчас пересматривают размеры торговых помещений в сторону уменьшения, например "Кей" и "Эльдорадо", — напоминает Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге. Cеть цифровой техники "Кей" сокращает площади своих магазинов в среднем на 200 м2, сдавая излишки в аренду. Большинство помещений находятся в собственности компании.
Сеть продовольственных магазинов Prisma в этом году вдвое урезала площади гипермаркета в ТРК "Гранд Каньон" (с 8 тыс. м2), а от магазина в ТРК "Континент" на Байконурской ул. и вовсе отказалась. Причем если сокращение площадей в компании связывают со сменой формата и оптимизацией ассортимента, то причиной отказа от супермаркета прямо называют нерентабельность объекта.
"Отказ от излишков площадей действительно позволяет сократить расходы, хотя и требует значительной работы по управлению процессами, однако в ситуации, когда расходы превышают доходы, у арендатора вообще не остается другого выхода", — говорит Людмила Рева, гендиректор компании Astera. По ее словам, даже значительное сокращение площади не всегда влечет повышение ставки аренды, потому что некоторые арендаторы работают по схеме процента от оборота.
Сокращение площадей Media Markt было ожидаемым, решение оправданно также с точки зрения увеличения объема онлайн–продаж. Ближайшие 5–10 лет магазины техники и электроники будут стремиться перевести торговлю в Интернет, чтобы уменьшить издержки и повысить конкурентоспособность, убежден Михаил Рожко.