Немецкий БТиЭ-ритейлер Media Markt начал развивать в России новый формат — супермаркеты средней торговой площадью 2300 кв. м в пешей доступности от жилых кварталов. Как сообщили Retailer.RU в компании, за счет этого она рассчитывает «быстрее развиваться в ситуации дефицита подходящей торговой недвижимости». Для сравнения, средняя торговая площадь стандартного магазина Media Markt составляет 4000-5000 кв. м.

На данный момент в новой концепции работают два магазина Media Markt: в ТЦ «Маркос Молл» в Москве и в ТЦ «Капитолий» в Санкт-Петербурге. Количество объектов, которые будут запущены в уменьшенном формате до конца 2013 г., ритейлер не называет, ссылаясь на то, что сроки открытий могут сдвигаться из-за неготовности самих торговых центров. Информация об инвестициях в развитие нового формата также не разглашается.

Как пояснили в компании, несмотря на в два раза меньшую площадь количество наименований товара в новом формате остается таким же, что и в стандартных гипермаркетах сети (45 000 SKU). Это достигается за счет использования более высоких стеллажей (2 м против 1,6 м в обычном магазине).
Кроме того, новая концепция предполагает меньшее количество так называемых «бренд-островов» — специальных отделов для презентации товаров конкретного производителя. «Акцент делается на формате самообслуживания. В частности в магазинах установлены терминалы для самостоятельного поиска товаров, прослушивания музыки и т.д.», — сообщили в Media Markt.
 
Илья Шуравин, партнер S.A. Ricci, считает, что запуск новой концепции позволит Media Markt значительно ускорить темпы развития в России. По словам эксперта, сейчас экспансию компании во многом сдерживает ее формат, который в три раза больше, чем у других игроков БТиЭ-рынка (для сравнения, у «Эльдорадо» и «М.Видео» средняя торговая площадь составляет сейчас 1500 кв.м). «Для такого арендатора девелоперам нужно предусмотреть специальное помещение, которое будет сложно чем-то занять, если гипермаркет откажется въезжать. Поэтому застройщики, если у них нет предварительной договоренности с ритейлером, предпочитают не рисковать и не закладывают такие площади в будущие ТРЦ», — отмечает Илья Шуравин. Стандартный метраж для БТиЭ-гипермаркета, на который ориентируются большинство российских девелоперов, как раз составляет 2000-3500 кв. м., подчеркивает Илья Шуравин.

Сокращение формата БТиЭ-ритейлеров — это мировая тенденция, отмечает Валерий Симанов, операционный директор по развитию розничной сети «М.Видео». С развитием интернета необходимость в обширном торговом зале и большом запасе товара в точке продаж просто отпала. Поэтому ритейлеры стремятся сократить площади своих магазинов и делают ставку на интегрированные продажи», — комментирует топ-менеджер. Пионером в этом направлении, по словам Валерия Симанова, является американский Best Buy.

Российские ритейлеры также движутся в сторону омниканальной модели и уменьшения формата. Так, если пять лет назад средняя торговая площадь «М.Видео» составляла около 2 000 кв м, то сейчас около 1 500 кв. м» Кроме того, в 2010 г. компания начала развивать малый формат (около 1000 кв. м), предназначенный специально для экспансии в города с населением до 100 000 человек. Однако в компании подчеркивают, что  уменьшение размера магазина происходит «при сохранении или даже увеличении ассортимента и сервисных возможностей». «Это достигается благодаря системе электронных каталогов: по ним покупатель может изучить расширенный ассортимент и заказать товар в магазин или домой», — комментирует Валерий Симанов.

Другой российский БТиЭ-ритейлер «Эльдорадо» выбрал еще более радикальное изменение формата: с конца 2012 г. компания развивает сеть пунктов заказа и выдачи товара — как в крупных, так и небольших городах.

По мнению Валерия Симанова, чтобы успешно развиваться в малом формате, Media Markt придется также сделать ставку на омниканальную модель. «Физически сохранить тот же ассортимент при вдвое меньшей площади невозможно — никакие стеллажи тут не помогут. Поэтому, если MediaMarkt не изменит подходы к управлению торговым пространством и ассортиментом, то его начинание постигнет неудача», — отмечает топ-менеджер.

Справка
Сеть MediaMarkt образована в 1979 г. в Германии. На российском рынке присутствует с 2006 г. Специализируется на продаже бытовой техники и электроники. На конец 2012 г. сеть насчитывает 45 магазинов в 22 городах России.В мире работает более 700 магазинов в 15 странах. В рейтинге RETAILER Index 500 компания «Медиа-Маркт-Сатурн» занимает 22 место в категории «Тяжеловесы» (компании с выручкой более 30 млрд руб.) с выручкой по итогам 2012 г. 41,1 млрд руб. без НДС.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments