Замена материнской платы в iPhone стоит 18 тыс. руб., но люди соглашаются — из любви к телефону. На этой любви, помноженной на быстрый рост продаж гаджетов, зарабатывают ремонтные сервисы.

День Халила Хасанова начинается с прослушивания чужих телефонных разговоров. Звонящие обычно жалуются: разбили, дескать, экран электронной книги или снова утопили в унитазе телефон. Хасанов — владелец "Моби03", одной из крупнейших независимых сетей мастерских по ремонту гаджетов. Каждый день он по три часа слушает записи общения клиентов с операторами call-центра.

"Это помогает правильно выстраивать стратегию,— объясняет Хасанов.— Я знаю, какие гаджеты ломаются у людей, какие услуги им нужны". А гаджетов у клиентов становится все больше. По данным исследовательской компании Romir, сейчас у каждого четвертого взрослого горожанина России два мобильных телефона. Из летнего опроса Synovate Comсon следует, что количество пользователей смартфонов за пять лет выросло в четыре раза, владельцев лэптопов стало почти в десять раз больше. По данным "Евросети", в первом полугодии 2012 года в России продано 4,9 млн смартфонов — на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Рынок обслуживания портативных мобильных устройств растет пропорционально объему их продаж, хотя подробных исследований этого рынка никто не делает. В России работают несколько тысяч ремонтных сервисов, говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, но крупных игроков всего два — "Про-сервис", входящий в ГК "Евросеть", и "МТ сервис", аффилированный со "Связным". У "Про-сервиса" — 60 сервисных центров по всех стране, сдать аппарат на платный ремонт можно в "Евросети" — в России у нее более 5  тыс. магазинов. У "МТ сервиса" — 12 сервисных центров; часть заказов поступает из салонов "Связного" (около 3,2 тыс. точек в России) — торговая сеть передает аффилированной структуре гаджеты, сданные на ремонт (если устройство было приобретено в "Связном"). Годовой оборот "Про-сервиса", как и "МТ сервиса", превышает 1 млрд руб., каждый принимает ежегодно более миллиона заказов. Российский рынок обслуживания мобильных телефонов в "Про-сервисе" оценивают в 4 млрд руб. в 2011-м.

Оборот "МТ сервиса", по словам ее гендиректора Нины Умарбаевой, в последнее время увеличивается на 15% в год. Небольшие компании обычно растут быстрее. Например, выручка первой, самой успешной точки "Моби03" по сравнению с прошлым годом увеличится более чем на 30%, уверен Хасанов. Маленькие компании оперативнее реагируют на изменения спроса, объясняет совладелец сети мастерских Goldphone Денис Мохов: "Такими сервисами чаще всего управляют молодые люди, а они более мобильные".

Игра в ремонт

Сеть Remobi Шера Хасанова начиналась с небольшой, площадью 4 кв. м, точки по ремонту телефонов в ТЦ "Горбушка", которую ему арендовал старший брат Халил. "Я брал все заказы по ремонту, даже те, которые не мог выполнить,— рассказывает Хасанов-младший.— Отдавал его другому мастеру, платил ему и возвращал аппарат клиенту". В августе 2012-го он открыл вторую точку — около Красной площади. Сейчас выручка Remobi составляет 1 млн руб. в месяц.

Сервисы по ремонту гаджетов часто создают мастера с опытом работы, говорит Шер Хасанов. Запуск одной точки не требует больших вложений. По данным компании Goldphone, открытие сервиса площадью 35 кв. м в Москве обходится примерно в 750 тыс. руб. Самые большие расходы — 150 тыс. руб.— на начальный запас запчастей, 120 тыс. руб.— на оборудование. Четыре мастера выполняют 300 заказов в месяц. При средней стоимости ремонта 1,6 тыс. руб. ежемесячная выручка сервиса составляет около 500 тыс. руб., рентабельность до 25%.

Бредовый план

Халил Хасанов помог брату запустить сервис, но сам чинить телефоны не собирался. Он работал в ТЦ "Горбушка" администратором в магазине бытовой техники "Премьер-техно". В 2009 году Халил разработал для брата бизнес-план. Основным каналом привлечения клиентов там значился интернет. Брат сказал, что план — бред. "Мне стало обидно, я дураком себя почувствовал",— признается сейчас Хасанов-старший.

В 2010 году, оставшись без работы, он решил доказать Шеру правильность своей бизнес-модели. Халил арендовал 21 кв. м на втором этаже "Горбушки" и начал работать под вывеской "Моби03". Теперь дураком его считала уже вся "Горбушка". На первом этаже находилась пара десятков ремонтных мастерских, которые перехватывали клиентов, так что на втором мастерская Халила была единственной. Зато аренда ему стоила 3 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц против 6 тыс. руб. на проходном первом этаже.

На обустройство мастерской Халил потратил 150 тыс. руб., еще около 30 тыс. руб. ушло на продвижение в интернете. Первый сервис окупился за несколько месяцев, и в том же 2010 году Халил открыл еще две точки в Москве. Сейчас на раскрутку в интернете Хасанов тратит 200 тыс. руб. в месяц, так удается получить 60% клиентов.

Одним из первых на рынке этот способ привлечения клиентов использовал Денис Мохов. В 2006 году он с Марией Антоновой открыл сервис Goldphone в Москве, а в начале 2007 года решил, что именно через интернет нужно звать в сервис людей. "Тогда продвижением никто серьезно не занимался, конкуренты делали ставку на рекламу недалеко от входа",— рассказывает предприниматель. Чтобы вывести сайт в первые строчки по запросу "ремонт телефонов Nokia" и подобным, ему тогда потребовалось всего 50 тыс. руб. в месяц. В 2009 году, чтобы оставаться в топах, Мохов тратил на продвижение уже в десять раз больше. Столько же он тратит и сегодня, но конкуренция в Сети стала намного жестче.

Стратегия Халила Хасанова помогла ему открыть девять сервисов "Моби03" (пять из них в этом году) и обслуживать 2 тыс. человек в месяц. При этом ежемесячная выручка компании достигает 2,5 млн руб. Так старший брат обогнал младшего.

Странный франчайзинг

Владелец сети мастерских Goldphone Денис Мохов держит максимальные, по его словам, цены на рынке — на 20-60% выше среднерыночных. На тех, кто выискивает самые низкие цены, ориентироваться не стоит, уверен предприниматель: всегда есть люди, готовые переплатить за скорость и удобство.

Оставляя главным каналом продвижения интернет, Мохов стал предлагать услуги, реклама которых в Сети пока недорогая. Goldphone начал чинить видеокамеры, радиоуправляемые игрушки и механические наручные часы. Ремонт часов, например, теперь приносит Goldphone такую же выручку, как и ноутбуки.

Goldphone принадлежат три точки в Москве и одна в Петербурге. Оборот московских сервисов составляет 4-5 млн руб. в месяц. Еще пять сервисов под тем же брэндом — в Тольятти, Сызрани, Жигулевске и Ростове-на-Дону — развивают франчайзи. Паушальный взнос составил $10 тыс., сейчас они платят Goldphone за использование брэнда и поддержку 10% оборота.

Мохов разработал франчайзинговый пакет три года назад. Новое направление было интересно предпринимателю, но на его активное развитие он не рассчитывал. "Франчайзинг мастерской по ремонту гаджетов — странная идея,— признает сам Мохов.— Если человеку захотелось открыть именно сервис, он может сделать это без чьей-то поддержки, а если ищет какой-то франчайзинговый бизнес, то выберет брэнд поизвестнее". Конкуренты с Моховым, похоже, согласны: во всяком случае, его франчайзинговый проект — единственный на этом рынке.

За три года у Goldphone появились три франчайзи. Например, Сергей Ушаков весной 2010 года запустил в Сызрани салон под брэндом Goldphone. До этого у него несколько лет работал сервис по ремонту мобильных телефонов, но Ушакову хотелось развивать бизнес. Сначала его восхитило оформление салонов Goldphone: "Ни в одной мастерской нашего города не было такого красивого интерьера". Привлекла также возможность использовать отлаженные бизнес-процессы (в частности, систему учета) и покупать запчасти со скидкой до 30%. Еще одним важным преимуществом Goldphone Ушаков считает возможность получить консультацию московского мастера по Skype: "В небольшом городе поток клиентов меньше, чем в столице, поэтому и опыта у мастеров меньше. Пару раз мастера из Москвы в видеочате показывали нашим работникам, как выполнить сложный ремонт".

5-7% мобильных устройств ломаются в течение полугода после продажи, посчитали в "Связном". Остальные — после гарантийного срока

Гарант без опасности

Стабильный поток клиентов есть только у сервисов, которые чинят гаджеты по гарантии, уверен совладелец компании "Твой мобильный сервис" Павел Ачаповский. Через его основную точку на Садовой-Кудринской в Москве ежедневно проходят 300 человек. Половина чинят технику (под марками Apple, Nokia и другими) по гарантии, половина заказывают платный ремонт. Заработать на гарантийном ремонте сложно (за починку аппарата производитель платит $10-20), но можно получить лояльную аудиторию. "Мы официальные партнеры производителей, используем только оригинальные детали, поэтому люди доверяют нам свои гаджеты",— объясняет Ачаповский. Гаджеты становятся все дороже (iPhone 5 в России сейчас стоит от 36 тыс. руб.), люди не готовы отдавать их в первый попавшийся сервис, уверен он.

Однако оборудовать сервис для гарантийного ремонта — недешевое удовольствие. Чтобы получить авторизацию Samsung, надо вложить в него минимум $100 тыс. И это будет небольшой сервис, говорит Ачаповский, не раскрывая конкретных цифр. В среднем, чтобы открыть авторизованный центр известного брэнда, нужно приобрести оборудование на $250-300 тыс., рассказывает Эльдар Муртазин. Чтобы окупить такое оборудование в течение двух лет, необходимо ежемесячно принимать на гарантийный ремонт 3-4 тыс. аппаратов, поясняет он.

Имперские амбиции

Владельцы сервисных центров на определенном этапе развития бизнеса берутся торговать сопутствующими товарами — чехлами, защитными пленками для телефонов, но этим не ограничиваются. Собственники Goldphone в начале следующего года планируют запустить первую торговую точку. Она займет 4 кв. м в одном из торговых центров, мастер будет продавать сопутствующие товары в расширенном ассортименте и делать простые ремонты телефонов. Точка будет работать и как пункт приема для основных сервисов Goldphone. "Зачем открывать простой пункт приема, если можно сделать его магазином?" — рассуждает Мохов.

Халил Хасанов в 2014 году хочет пойти еще дальше: продавать в своих сервисах топовые модели телефонов по ценам "Евросети" или "Связного". Он считает, что люди будут покупать у него аппараты: "Удобно купить телефон в сервисе, зная, что потом здесь же можно его отремонтировать". Бизнесмен планирует в следующем году заняться гарантийным ремонтом, ему выгодно, чтобы производители стали и его поставщиками — тогда они станут платить за ремонты больше, рассчитывает Хасанов.

Предположения Хасанова уже опроверг опыт Павла Ачаповского. Он открыл интернет-магазин в начале этого года, в нем было около 200 моделей телефонов, по ценам бизнесмен ориентировался на лидеров рынка. Но уже к июлю от идеи развивать магазин Ачаповский отказался — цена за продвижение в "Яндекс.Маркете" росла, а покупателей было мало. "Когда люди покупают телефон, они не думают о том, где будут его чинить. То, что у нас есть свой сервис, не является конкурентным преимуществом",— признал предприниматель. Да и договориться с производителями о более выгодных условиях не получилось — продажи "Твоего мобильного магазина" вендоров не впечатлили. Дорасти до масштаба "Евросети" ремонтным мастерским, похоже, не удастся. Но им есть куда развиваться, пока на рынке появляются все новые и новые гаджеты.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments