После кредитного шока 2009 года, у операторов розничной торговли, присутствующих в Ростовской области, наступил период переоценки. Не все игроки смогли преодолеть финансовые сложности и выжить. Ввиду снижения динамики розничных продаж произошли изменения структуры торговли в сторону увеличения товарооборота крупноформатных сетей типа дискаунтер. Переход покупателей в экономичный сегмент, в свою очередь, привел к пересмотру ценовой политики во всей розничной торговле региона.
Рыночные ориентиры
Наиболее пострадавшими от кризиса, после девелоперов и автомобилестроителей, называют ретейлеров. Из более чем 1 200 магазинов Ростовской области на плаву осталось чуть более двух третей, подсчитали аналитики. По-прежнему широко представлены магазины сети «Перекресток», «Пятерочка» — крупной федеральной продуктовой сети Х5 Retail Group, магазины питерской сети «О кей», гипермаркеты «Ашан» французской сети Auchan Group, Metro C&C и открывшийся в конце 2009 года ООО «Real — Гипермаркет» (российское подразделение ГК METRO Group), ГК «Магнит» (ЗАО «Тандер»), ростовские магазины сети «Империя Продуктов», собственниками которых является ООО «Мега-Дон», а также сети экономичных супермаркетов «Апекс плюс», «Продукты» («Росток»), «Солнечный круг» (собственник — ООО «Солнечный круг») и ООО «Артемида-Дон». Проблемы коснулись довольно успешной до кризиса сети «В двух шагах» (владелец Андрей Холопов, ООО «Алекс-Ростов») и еще нескольких магазинов.
По данным Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области и Росстата, которые приводят специалисты ИК «Финам», снижение оборота по всем каналам реализации по итогам 2009 года составило 15,3% в сопоставимых ценах, его общий объем сформировался в сумме 396,7 млрд руб. Товарооборот в расчете на душу населения составил 93,5 тыс. руб.
По информации аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, по итогам 2009 года оборот розничной торговли пищевыми продуктами (включая напитки), табачными изделиями и непродовольственными товарами снизился по отношению к уровню 2008 года соответственно на 13,9% и 16,5% (в сопоставимых ценах). Одним из последствий финансового кризиса стало сокращение доли непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли вследствие падения объемов их продаж под влиянием удорожания потребительских кредитов и отложенного покупательского спроса. В целом в 2009 году удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 49%, непродовольственных — 51%.
Аналитик отмечает, что финансовый кризис весьма негативно отразился на рынке розничной торговли. «Основное давление на индустрию оказывало падение уровня платежеспособного спроса в условиях неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры, — говорит эксперт. — Согласно данным Росстата, оборот розничной торговли в целом по России по итогам 2009 года снизился на 4,9% в сопоставимых ценах. Для локального рынка Ростовской области также было характерно развитие негативных тенденций, которые спровоцировали существенное снижение розничных продаж».
Согласно официальным данным, говорит эксперт, в условиях снижения платежеспособного спроса наблюдалась тенденция к некоторому росту продаж потребительских товаров на рынках и ярмарках. По итогам прошлого года доля этого канала в структуре рынка розничной торговли выросла и составила 13,5% от общего объема продаж (+1,4% к уровню 2008 года). Эти изменения объясняются в первую очередь более высокой конкурентоспособностью рынков с точки зрения ценовой политики. Подобный тренд наблюдался в большинстве регионов страны. Кроме того, в целом аналогичный процесс был характерен и для сетевой розничной торговли. Крупные операторы рынка ретейла с целью стимулирования снижающегося спроса проводили активную политику инвестиций в цены, поддерживая их на максимально конкурентоспособном уровне, что, несмотря на определенное давление на показатели рентабельности, позволяло как-то сохранить трафик. По официальным данным, в 2009 году розничные торговые сети формировали в среднем по области 38,8% оборота розничной торговли крупных, средних организаций и малых предприятий (в 2008 году — 27,1%).
Дискаунтеры пошли в рост
По данным исследований аналитиков ИА INFOLine за 2009 год, в Ростове на миллион жителей приходится 3,81 гипермаркета, 1,53 супермаркета на каждые 100 тыс. человек и 1,73 «магазинов у дома» на 10 тыс. человек. В структуре выручки сетей Ростова ни один из форматов не занимает долю более 50%, а уровень насыщенности каждым форматом находится на среднем уровне. В области ситуация иная: формат «магазин у дома» занимает долю рынка более 60%, что связано с активным развитием сети «Магнит», крупнейшей федеральной сети, представленной в регионе.
До 2008 года в Ростове-на-Дону наибольшую долю в структуре оборота розничной торговли продовольственными товарами города среди сетей занимала компания «О Кей». Второе место делили сети «Ашан» и Metro C&C. Зато уже в 2009 году, отмечают аналитики, лидерство среди гипермаркетов как по величине торговых площадей, так и по обороту захватила сеть «Ашан», ее доля — 43% рынка города. Открытые в конце 2009 года и начале 2010 соответственно «Реал» и «Карусель» на расклад рынка сильно не повлияли.
По мнению экспертов ИА INFOLine, для формата «супермаркет» средней и выше среднего ценовых категорий в Ростовской области в 2009 году было характерно значительное снижение темпов роста. И наоборот, в сетях экономичного сегмента — «Магнит», «Пятерочка», «Империя продуктов» — отмечался рост. Безоговорочным лидером среди «магазинов у дома» стали магазины федеральной сети «Магнит». По прогнозам экспертов ИА INFOLine, компания сохранит лидерство на рынке региона на долгосрочную перспективу.
В начале 2010 года, подводя итоги развития потребительского рынка товаров и услуг в Ростовской области, начальник управления потребрынка минэкономики области Андрей Иванов сообщил об изменениях, произошедших в структуре торговли и потребления в области. По его данным, доля крупноформатных магазинов в области составила 30%, 13% занимали розничные рынки (на 0,5 % больше, чем в 2008 году), остальные 57% принадлежали магазинам или супермаркетам «у дома».
Однако, по его словам, магазинам в шаговой доступности и супермаркетам с более или менее высоким средним чеком стало сложнее бороться с возросшей популярностью крупноформатных сетей дискаунтеров, развитие которых продолжалось почти докризисными темпами. Товарооборот в целом по Ростовской области снизился на 7,5% по сравнению с докризисным ростом в 18%. При этом сокращение розничного товарооборота произошло в основном за счет снижения спроса на товары длительного пользования и на фоне этого снижения обороты крупноформатных сетей в регионе выросли. Г-н Иванов привел в пример гипермаркеты сети Auchan Group, которые в прошлом году нарастили обороты более чем в два раза после открытия своего второго гипермаркета «Ашан-Орбитальная». Кроме того, значительно укрепили позиции такие дискаунтеры, как «Магнит» (на 30%) и «Пятерочка» (на 46%). «Очевидно, что произошел переток потребителей в сетевые и крупноформатные магазины с более гибкой ценовой политикой, — говорит директор ростовского филиала ИК «Тройка-Диалог» Иван Ковалев. — Остальные магазины в шаговой доступности, или же супермаркеты типа «Зеленый перекресток», чтобы удержать товарооборот, были вынуждены пересмотреть ценовую политику, сделав цены более конкурентоспособными».
Со сдержанным оптимизмом
Тем не менее у некоторых компаний возникают проблемы с выплатой долгов по кредитам и расчетами с поставщиками. Такая ситуация возникла, например, в сети «В двух шагах»: летом прошлого года владелец компании «Алекс-Ростов» был вынужден закрыть несколько магазинов в Ростове, Таганроге, Морозовске и Миллерово. По данным Арбитражного суда Ростовской области, несколько десятков исков к компании на общую сумму более 30 млн руб. (задолженности перед донскими поставщиками) рассматривались судом.
Вместе с тем, признают аналитики, несмотря на неудачный для некоторых игроков 2009-й кризисный год, розничная торговля в целом оставалась заметно более устойчивой к последствиям кризиса по сравнению со многим другими секторами экономики.
В конце 2009 года российское подразделение ГК METRO Group открыла в Ростове торговый центр стоимостью 1,9 млрд руб. «Реал». Общая площадь торгового центра (включая парковку) составила 39,5 тыс. кв. метров. Ассортимент гипермаркета — 35 тыс. наименований продовольственных и непродовольственных товаров.
Впрочем, у компании после открытия также возникли проблемы. По иску прокурора Ворошиловского района Ростова о запрете эксплуатации гипермаркета, находящегося возле аэродрома ОАО «Роствертол», ввиду не соответствия требованиям Воздушного кодекса РФ, суд вынес решение о приостановлении его работы. Однако позже оно было отменено судом, так как отпали основания для принятия ограничительных мер. По информации пресс-службы прокуратуры области, в целях обеспечения безопасности полетов и предотвращения причинения вреда гражданам «Роствертол» самостоятельно принял дополнительные меры по ограничению полетов вертолетов с основной взлетно-посадочной полосы, а компания-собственник Real ограничила использование здания торгового центра.
Вслед за Real, в начале 2010 года открылся первый гипермаркет X5 Retail Group N.V. сети «Карусель», которую X5 выкупила в 2008 году. Магазин стал якорным арендатором в ТРК «МЕГАМАГ» на южном выезде из Ростова. Общая площадь магазина составила 13 тыс. кв. метров, из которых торговая занимает 9 тыс. 48 кв. метров. В ассортименте магазина 36 тыс. позиций, из которых 20 тыс. составляют товары категории non food (непродуктовые), 14,5 тыс. — продукты и 1,5 тыс. позиций — товары собственного производства (кулинария, выпечка, кондитерские изделия).
Директор филиала Южный X5 Retail Group N.V. Сергей Грешилов сообщил, что в 2010—2011 годах продолжится развитие сетей компании на юге. Объем инвестиций в свой проект в X5 не раскрыли, однако признали, что сроки окупаемости могут затянуться. По оценке аналитиков ИА INFOLine, открытие гипермаркета на арендованных площадях может стоить $5—6 млн. Аналитики ИК «Финам» предположили, что сумма могла достичь $8 млн.
Как считают в ИА INFOLine, формат «гипермаркет» является наиболее динамично развивающимся в регионе и группа X5 Retail сможет получить значительный синергетический эффект от одновременного развития в регионе мультиформатной сети: дискаунтеров «Пятерочка», супермаркетов «Перекресток», премиальных супермаркетов «Зеленый Перекресток» и гипермаркетов «Карусель». На взгляд г-на Клягина, сегодня уже можно со сдержанным оптимизмом говорить о начале формирования в отрасли позитивных тенденций к восстановлению, обоснованных определенными общими улучшениями в экономической ситуации в стране. Так, согласно данным Росстата, незначительная восходящая динамика физического объема продаж была зафиксирована уже в феврале (+0,9% год к году) и заметно укрепилась в марте (+2,9% год к году). По итогам первого квартала 2010 года в целом темпы роста оборота в сопоставимых ценах составили 1,3%. При этом аналитик подчеркивает, что в Ростовской области темпы роста аналогичного показателя сформировались на заметно более высоких уровнях. Так, по данным Ростовстата, оборот розничной торговли в регионе за период январь — март 2010 года в сопоставимых ценах вырос на 10,4% к уровню января — марта 2009 года.
Донской потенциал
По данным руководителя департамента PR компании «Real — Гипермаркет» Елены Асановой, емкость рынка ретейла Ростова составляет как минимум 8-10 гипермаркетов, то есть 1 магазин на 100 тыс. жителей. Наиболее крупные торговые объекты, открывшиеся в 2009 году в городе — ТРЦ «Золотой Вавилон», гипермаркет «Реал», ТЦ «МегаМаг». Участники рынка пока не могут точно определить, каков действительно объем рынка на сегодняшний день, однако они сомневаются в необходимости открытия новых крупных ТЦ или гипермаркетов.
Генеральный директор ТЦМ «А СТОР ПЛАЗА» Герман Крашенинников:
— Перспектив в 2010—2011 годах на появление новых объектов нет вообще. То, что сейчас называют выходом из кризиса, на самом деле не совсем выход. В той ситуации, которая сложилась, аналитики говорят о разном, и не исключено, что еще одна волна накроет экономику. Крупные торговые центры появлялись на почве доступности кредитных средств. Без них строить такие центры невозможно. Второе — наличие торговых компаний — ретейлеров, которые изъявят желание придти в город и занять места в торговом центре. И третья — это покупательская способность. На данный момент ни по одной из этих составляющих нет движения вперед и перспектив.
Аналитики в этом вопросе настроены менее скептично. Максим Клягин:
— Проблема дефицита качественных торговых площадей не только по-прежнему остается актуальной как собственно для Ростова-на-Дону, так и для остальных городов и населенных пунктов области. И в результате спада объемов строительства в сегменте коммерческой недвижимости принимает еще более острую форму. На этом фоне потенциал дальнейшего развития рынка торговой недвижимости области и непосредственно столицы региона остается очень высоким. Даже в среднесрочной перспективе речь может идти о десятках проектов.
Крупные игроки рынка действительно планируют развитие своих сетей в регионе.
По данным Сергея Грешилова, доля Х5 в структуре оборота розничной торговли Ростовской области составляет 6%, что позволяет расти сетям и дальше — планируется открыть более 30 «Пятерочек», в основном в Ростовской области.
Кроме того, в Х5 планируют привести «Перекрестки» в соответствие с их изначальной концепцией магазинов среднего ценового сегмента, который в прошлом году вынужденно почти сравнялся по среднему чеку с «Пятерочкой».
По мнению Антона Васильева, директора по PR консалтинговой компании MOST Marketing, главное для новых сетей — вопрос адекватной локации магазинов внутри городской инфраструктуры и транспортных путей, так как здесь необходимо четко представлять перспективный план развития конкретного микрорайона города.
На его взгляд, в Ростове есть потенциал для открытия новых ТЦ и расширения торговых площадей.
Делая выводы, нужно признать, что рынок сетевой розничной торговли Ростовской области обладает определенным потенциалом роста, но в долгосрочной перспективе.