Женатый мужчина старше 40 лет с высшим образованием в сфере экономики или финансов, который даже в кризис тратит в два раза больше денег, чем высокооплачиваемый наемный менеджер. Таков портрет владельца малого бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге. 

Личность предпринимателя во многом определяет успешность его бизнеса, уверены авторы исследования «Портрет владельца малого бизнеса в России», проведенного Ситибанком и Российским микрофинансовым центром (РМЦ). «Именно определенные личностные характеристики позволяют предпринимателям проходить кризис, не склонив голову», — уверен президент РМЦ Михаил Мамута. Как следствие – нынешние финансово-экономические невзгоды не оказали серьезного влияния на представителей малого бизнеса, уверены авторы исследования. Как оказалось, 46% респондентов считают, что их бизнес вполне успешен (что до кризиса, что сейчас), а 19% посчитали, что кризис вообще никак не отразился на финансово-экономическом состоянии их предприятий. При этом, 51% предпринимателей во время кризиса почувствовали спад спроса на продукцию, а 42% ощутили сокращение собственных доходов.

Обзор подтвердил, что компании малого и среднего бизнеса (МСБ) более конкурентоспособны и демонстрируют большую гибкость, нежели крупные игроки, а также обладают иммунитетом изменениям на рынке. Зачастую для развития им хватает даже относительно небольшой ниши. Так, в Ситибанке рассказывают об одном из своих клиентов – компании, производящей упаковку для мороженого, продающегося в бизнес-классах во время авиаперелетов. «Сегмент, казалось бы, узкий, но чувствуют они себя уверенно», — говорит руководитель управления по работе с малым и средним бизнесом Ситибанка Сергей Коротков. Исследование подтвердило и то, что российский малый бизнес представлен, в основном, в отраслях с быстрой окупаемостью вложений: 43% — это компании сектора оптовой и розничной торговли, 18% — занимаются (наверное, правильнее сказать, занимались) операциями с недвижимостью, а еще 12% работают в секторе строительства.

Выяснилось, что, несмотря на бушующие финансовые ураганы, число малых предприятий за последний год увеличилось на 11,5%. По словам Михаила Мамуты, большую часть, а именно 11%, «принесли» предприятия, которые были зачислены в разряд малых и средних благодаря принятию закона «О развитии малого и среднего предпринимательства». Закон изменил ранее действующие критерии – например, ценз по числу занятых, ввел новый ценз по выручке, размеру капитала, чем расширил список представителей малого и среднего бизнеса. Однако 0,2% за прошедший год – реальный прирост малых предприятий. «В IV квартале прошлого года многие предприниматели для подстраховки стали открывать рядом с уже существующим бизнесом новые, «чистые», компании, — говорит Михаил Мамута. – Не было паники или желания уйти с рынка, наоборот, было желание застраховаться от возможных проблем».

На 2% в 2009 году увеличился и объем инвестиций в основной капитал. По словам Михаила Мамуты, это обусловлено тем, что большинство собственников, почувствовав угрозу девальвации рубля, предпочли направить средства на приобретение товаров и оборудования. «Патриотизм здесь налицо!», — радуется он. В крупном бизнесе, по мнению президента РМЦ, таким поведением могли похвастать немногие собственники.

В нынешнем году владельцы малых предприятий стали на 20% чаще тратить личные средства на поддержку бизнеса, сократив «необязательные» расходы (например, на личный автотранспорт, лечение и отдых), утверждает руководитель управления по обслуживанию vip-клиентов клиентов Ситибанка Вероника Жукова. Такое вот самопожертвование. При этом банки в финансировании малого бизнеса до сих пор участвуют не слишком активно –  24% предпринимателей приходилось использовать в целях развития своего бизнеса взятые ими потребкредиты.

Если верить авторам обзора, владельцы малых предприятий тратят в два раза больше средств, чем обеспеченные россияне, работающие наемными менеджерами, и в три раза чаще пользуются кредитной карточкой. Тем не менее, по словам Вероники Жуковой, «львиная доля трат владельцев малого бизнеса осуществляется с помощью наличных».

Выяснились и причины, по которым россияне начинают свой небольшой бизнес. Согласно данным исследования, в 58% случаев – это стремление к достижению финансовой независимости, в 47% — желание быть хозяином своего дела, в 45% — возможность самореализации, а в 48% — возможность получения высокого дохода.

Согласно данным обзора Ситибанка и РМЦ, 75% собственников российского МСБ – это мужчины в возрасте от 33 до 46 лет. Женщины в бизнес приходят позже, чем мужчины. Как говорится в исследовании, среди владельцев малых предприятий половина мужчин младше 37 лет, в то время как половина женщин – старше 43 лет. При этом 46% предпринимателей обладают высшим техническим образованием, 29% — высшим экономическим, а 17% — гуманитарным. По данным Ситибанка, экономическое образование позитивно влияет на эффективность бизнеса – 63% малых и средних предприятий под руководством «экономистов» успешны. «Если в 90-е годы в малом бизнесе преобладали «технари», то сейчас на первые роли выходят «экономисты»», — подтверждает и Михаил Мамута.

По мнению респондентов, «семейный бизнес» в два раза успешнее, чем тот, где родственники владельца компании не работают (62% против 36%), а бизнес, возглавляемый собственниками, приехавшими из регионов, успешнее, чем бизнес москвичей и петербуржцев. Интересно, что 62% успешных, на взгляд респондентов, малых и средних предприятий работают с населением, а 50% — с органами власти.

Тем не менее, в 2008 году вклад малого бизнеса в ВВП составил достаточно скромные 12%. И в 2009-м этот показатель рискует стать еще меньше. По крайней мере, эксперты прогнозируют по итогам года снижение количества малых предприятий как минимум на 3%. «Это только зарегистрированных компаний. Сколько будет попросту брошено – сказать нельзя», — поясняет Михаил Мамута. По его словам, положительно повлиять может программа развития малого бизнеса в моногородах. «Пилот» в скором времени должен стартовать в Тольятти, об этом не так давно заявляли представители ВЭБа. «Это пилотный проект, который впоследствии может стать типовым и с рядом измененных деталей применяться к десятку других российских моногородов», — рассказывал зампредправления ВЭБа Михаил Копейкин. В первом полугодии 2009 года в рамках госпрограммы по поддержке малого бизнеса ВЭБу было выделено 30 млрд рублей, из которых около 24 млрд пройдет через «дочку» Внешэкономбанка – РосБР еще до конца этого года. Для оптимизации финансирования малого бизнеса, были произведены и кадровые изменения – недавно новым зампредправления ВЭБа была назначена Ирина Макиева, работавшая до этого в секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова. Именно она курировала проекты Белого дома по поддержке малого и среднего бизнеса. Теперь в госкорпорации она будет заниматься программой поддержки моногородов, и в первую очередь как раз будущими проектами ВЭБа в Тольятти.

Тем временем, по данным мониторинга «Опоры России» и консалтинговой компанией «Бауман Инновейшн», в ноябре треть респондентов – владельцев компаний МСБ заявили, что в ближайшие три месяца ожидают улучшения состояния своего бизнеса. Помимо этого, с начала года наблюдается уменьшение административного давления на бизнес – 15% респондентов утверждают, что количество проверок уменьшилось (в январе таких набралось лишь 8%). Сократилось и число компаний, отмечающих случаи рейдерских захватов (всего 9% говорят об их наличии в своем регионе). Тем не менее, компании по-прежнему указывают на увеличение давления со стороны налоговых органов. «Налогоплательщики все чаще жалуются на явно незаконные действия налоговых органов – ради обеспечения доходной части бюджета налоговики нарушают законодательство», — отмечают эксперты «Опоры России».

С начала 2009 года в лучшую сторону изменилась ситуация с финансированием – для 15% респондентов привлечь заемные средства стало просто (в январе таких было в два раза меньше – 8%). Доля предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства сложно или невозможно, сократилось с 75% в начале нынешнего года до 56% в ноябре.

Наиболее серьезными с начала года проблемами для предприятий стали спад спроса на продукцию, дефицит финансов и повышение тарифов, констатируют представители «Опоры России». Также среди серьезных проблем представители малого бизнеса отмечают ужесточение конкуренции, неплатежи покупателей и ужесточение условий поставщиков, налоговые ставки. Проверки контролирующими органами и коррупция волнует все меньшее количество предприятий! Наиболее ожидаемыми малым и средним бизнесом мерами со стороны российского правительства остаются стимулирование кредитования и налоговые «каникулы». При этом, по данным «Опоры России», на первое место среди ожидаемых мер вышло «замораживание» тарифов.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments