На рынок строительных и отделочных материалов Казани вышла петербургская сеть "Максидом". В прошедшую субботу она открыла свой первый в регионе гипермаркет стоимостью 870 млн рублей. Участники рынка отмечают, что основную конкуренцию "Максидому" здесь может составить лишь OBI. Эксперты полагают, что петербургская сеть сможет занять около 5-10% казанского рынка и окупить свои инвестиции раньше предусмотренных планом 10 лет.
Председатель совета директоров ООО "Максидом" Александр Евневич рассказал "Ъ", что общая площадь казанского гипермаркета составляет 18,4 тыс. кв. м, торговая — 12 тыс. кв. м. Размер земельного участка, на котором располагается здание, равен 74,5 тыс. кв. м. Гипермаркет оборудован бесплатной парковкой на 570 машиномест. Объем инвестиций в проект составил 870 млн рублей. Господин Евневич рассчитывает окупить вложения за 10 лет. "Максидом", по его словам, намерен составить конкуренцию основным игрокам казанского рынка формата DIY (Do It Yourself) и "видит свои преимущества в ассортиментной и ценовой политике". Ассортимент гипермаркета составит 60 тыс. товаров, что больше, чем в среднем по рынку. О доле, которую новый игрок хочет занять на казанском рынке, он умолчал. "Страна выходит из кризиса, рынок растет, и мы рассчитываем, что в условиях растущего рынка в секторе DIY Казани места хватит всем. Наш приход на этот рынок не повлияет на выручку конкурентов", — считает Александр Евневич.
Сеть гипермаркетов формата DIY "Максидом" основана в 1997 году. Владельцами являются компания Александр Евневич (75%), Лариса Черепанова (17%) и физические лица (8%). Сеть гипермаркетов теперь насчитывает 9 магазинов общей площадью 151,1 тыс. кв. м. Семь из них располагаются в Санкт-Петербурге, один — в Нижнем Новогороде и один — в Казани. Выручка сети в 2009 году составила 10,8 млрд рублей.
Директор московской компании "Хоум Центр" Игорь Марьяш говорит, что "Максидом" во всех регионах стремится конкурировать с международными игроками. "Учитывая, что в Казани из них присутствует только OBI с единственным магазином, расположенным в "Меге", можно сказать, что "Максидом" ожидает большой успех. Рынок совершенно в этом сегменте не насыщен", — говорит господин Марьяш. Получить комментарий OBI "Ъ" не удалось.
Директор казанского торгового центра XL Леонид Рахимов также отмечает, что "рынок строительных и отделочных материалов Казани недоразвит и недооценен". "Из иностранных сетей присутствует только OBI. Крупными игроками являются "Мегастрой", "Евроинтерьер", "Сатурн". Кроме того, очень много мелких магазинчиков. Этот рынок еще будет развиваться. Так, например, "Мегастрой" ранее заявлял о намерении построить между ТЦ "Мега" и ТЦ "Южный" (который в настоящее время находится в стадии реконструкции. — "Ъ") еще один свой гипермаркет", — рассказал господин Рахимов.
Аналитик УК "Финам менеджмент" Максим Клягин полагает, что "Максидом" сможет занять на казанском рынке долю на уровне 5-10%. Он называет конкуренцию в Казани "относительно комфортной". Эксперт говорит, что объем российского рынка товаров DIY в 2008 году составлял $12-14 млрд, из них на Татарстан приходилось около $700 млн. Долгое время рынок рос на 20-25%, однако в 2008 году темпы его роста снизились до 10-15%, в 2009 году рынок стагнировал. Какова сейчас емкость казанского рынка, эксперт сказать затрудняется, отмечая, что на него сейчас приходится около 5% от общего объема российского рынка в денежном выражении. "Казанский рынок также пострадал от кризиса и испытывает на себе те же негативные тенденции, что и российский рынок", — говорит он. Между тем господин Клягин полагает, что "Максидом" перестраховывается, говоря, что окупит инвестиции за 10 лет. По мнению аналитика, в условиях некоторого оживления рынка и достаточно комфортной конкуренции сроки окупаемости проекта могут составить 6-8 лет.