Крупнейшая в России ритейловая сеть "Магнит" начинает агрессивную экспансию на столичный рынок, где вступит в схватку с "Пятерочкой" X5 Retail Group и "Дикси". Аналитики предполагают, что "Магнит", долгое время остававшийся вдали от столичного рынка, заявит о себе поглощениями своих конкурентов в Москве.
По решению состоявшегося вчера совета директоров "Магнита", филиалы его операционной компании "Тандер" появятся на Западе и Востоке Москвы. Для "Тандера" также откроют две возобновляемые рамочные кредитные линии на общую сумму 20 млрд рублей. Кредит с лимитом 10 млрд рублей "Тандер" может привлечь в Сбербанке на три года по ставке не более 12% годовых. Также компания может привлечь кредит Альфа-банка с лимитом 9,75 млрд рублей сроком на три с половиной года, под 15% годовых.
Примечательно, что кредит для "Тандера" берется под сделки. В отчете с заседания совета директоров говорится, что генеральное соглашение с банками планируется подписать в связи с совершением запланированных сделок по приобретению или отчуждению имущества, стоимость которого не дешевле 5% балансовой стоимости активов "Магнита". По оценке аналитика "Инвесткафе" Андрея Шенка, балансовая стоимость "Магнита" превышает $7 млрд. Исходя из этого, минимальная сделка по поглощению может составить $350 млн.
Эксперты предполагают, что и открытие филиалов, и кредитной линии под будущие сделки означают заявление "Магнита" об амбициях на столичном рынке ритейла. Некоторые аналитики не исключают, что принятые на совете директоров решения — это шаги по подготовке самой ожидаемой в рознице сделки — покупки операционной компании "Седьмого континента" и долгосрочной аренды 130 магазинов сети. Правда, сделки с "Семеркой" уже не раз срывались. В последний раз с "Седьмым континентом" не удалось договориться второму после "Магнита" розничному гиганту — X5 Retail Group.
По мнению финансового аналитика УК "Финам" Максима Клягина, наиболее вероятно, что поглощение игроков "Магнитом" начнется уже в следующем году. Клягин считает, что массированная атака столичного ритейла начнется с открытия новых магазинов, а также со скупки небольших розничных объектов. Финансовых возможностей для этого у "Магнита" достаточно.
— В 2014 году "Магнит" намерен вложить порядка $2 млрд в расширение собственного бизнеса. При этом долговая нагрузка у ритейлера низкая, — отмечает аналитик.
От выхода на московский рынок "Магнит" только выиграет. Магазины сети хоть и вступят в конкуренцию c "Дикси" и "Пятерочкой", но имеют хорошие шансы на победу. Магазины "Магнита" буквально заполонят столицу, это их традиционная тактика ведения боя на рынке. В этом плане, по мнению Клягина, сети есть к чему стремиться.
— Столичный рынок уступает по своей насыщенности рынкам западных мегаполисов, он проигрывает даже Питеру по количествам магазинов на душу населения. В Москве достаточно места, чтобы развиваться, — считает эксперт.
Что касается "Седьмого континента", то он "Магниту" пока неинтересен: аналитик полагает, что покупать дорогие активы — не в стиле "Магнита".
— Это слишком дорого и неоправданно для них, — считает Максим Клягин. — Кроме того, "Седьмой континент" не подходит "Магниту" по формату.
Возможен и сценарий, при котором "Магнит" поможет X5 Retail Group в покупке интересующих их площадок "Седьмого континента". По словам бывшего топ-менеджера X5 Retail Group, а ныне управляющего партнера ГК Management Development Group (розничные сети "ПродЭКО", "Гастрономчикъ", "Марка") Дмитрия Потапенко, после сорвавшейся сделки у X5 все-таки сохранился интерес к магазинам "Семерки". С приобретением новых торговых площадей X5 уже могла бы не бояться конкуренции на московском рынке. Кроме того, расширив бизнес и увеличив объемы закупок, X5 получала бы продукцию от поставщиков по более низким ценам.
Однако Максим Клягин считает, что это слишком дорого обойдется "Магниту", в этом случае придется выкупать "Седьмой континент" целиком как бизнес и распродать как активы. Да и владельцы "Седьмого континента" хоть говорят, что готовы на долгосрочную аренду и продажу операционной компании, но выжидают, когда котировки на фондовом рынке поднимутся. По мнению Клягина, о том, кто же согласится на условия "Седьмого континента", будет понятно совсем скоро. Дело в том, что мультипликаторы приблизились к докризисному уровню, а именно высоких рыночных показателей и ждет владелец "Семерки" Александр Занадворов.
Дмитрий Потапенко утверждает, что у "Магнита" достаточно средств не только для покупки "Седьмого континента", но и для приобретения других сетей в Москве.
Краснодарский "Магнит" — крупнейшая по числу магазинов российская продовольственная сеть. Сейчас в активе компании более 7 тыс. магазинов по всей стране. Долгое время "Магнит" обгонял X5 по числу торговых точек, но уступал по выручке. Прорыв произошел в начале 2013 года: за первые три месяца сеть открыла 80 новых магазинов и выручила 131,2 млрд рублей, выручка X5 в первом квартале составила 126,3 млрд.
Успех "Магнита" аналитики объясняют его стратегией, которая предполагает активное присутствие в малых городах и мощную логистику для региональной экспансии.