В среду, 20 ноября на базе одного из своих краснодарских гипермаркетов «Магнит» открыл первый магазин нового формата — суперстор. В числе прочих задач компания планирует обкатывать здесь новые технологические решения до внедрения в других магазинах. Редактор RETAILER.ru побывал на открытии и на своём опыте узнал, как «Магнит» сражается за современного покупателя и как сеть собирается удержать позиции в гонке ритейла за технологиями.

Попавший под реновацию гипермаркет находится прямо напротив головного офиса компании, на окраине переполненного людьми Краснодара. Это один из самых старых магазинов сети в таком формате — он открылся в 2011 году и за восемь с половиной лет уже прилично износился. Вокруг — плотная жилая застройка, а в небольшом (2350 кв. м) гипермаркете — постоянный поток покупателей: пока журналистам прямо внутри магазина презентовали новый формат, в огороженную зону раз за разом пытались прорваться люди — внутрь временно закрытого пространства попали полки с хлебом.

По словам директора по управлению розничной сетью «Магнита» Руслана Исмаилова, гипермаркет на улице Солнечной стал экспериментальной площадкой для обновления формата современного городского гипермаркета и заодно — полигоном для отработки новых технологий до их внедрения в остальных магазинах. За полтора месяца (причём без остановки торговли) из потрёпанного «Магнита семейного» сделали неожиданно эффектный и яркий магазин: полностью переработали зонирование (например, ввели отдельную зону с детскими товарами, выделили промоулицу с самыми актуальными предложениями), обновили навигацию и ассортимент, переделали кафе с готовой едой, повесили крупные мультимедийные экраны и даже перестелили пол — который вызывающей новизной сразу бросается в глаза при выходе с траволатора.

В суперсторе «Магнита» внедрили с десяток новых технологических решений, прямо влияющих на покупательский опыт — но по-настоящему интересны, пожалуй, лишь четыре: видеоаналитика очередей и ассортимента, оплата покупок с помощью распознавания лиц, система «Скан&Go» и вызвавший заметное оживление среди журналистов сервис по интерактивному подбору вин. Остальное — чуть переупакованные давно знакомые решения вроде касс самообслуживания, прайсчекеров и даже вполне обыкновенных весов для самостоятельного взвешивания товаров.

Системы видеоаналитики — один из самых модных технологических трендов ритейла. В целом «Магнит» реализовал её примерно как у всех: размещённые над полками камеры отслеживают «дырки» в выкладке товаров, система соотносит товары с ценниками под ними и при обнаружении проблем сообщает, что и где нужно сделать для исправления ситуации. Перед кассами всё работает похожим образом: система видит количество людей в очереди к каждой кассе, перераспределяет потоки и формирует рекомендации для решения проблем. По данным компании, использование видеоаналитики снижает очереди к кассам на 70% — впрочем, почти к каждой кассе во время экскурсии по залу всё равно стояли по несколько человек с покупками.

Как оплачивать товары собственным лицом с помощью системы SelfieToPay, демонстрировал лично Исмаилов. По тому, как топ-менеджер рассказывал о системе, было заметно, что этой технологией он особенно гордится.

По словам представителей «Магнита», разработанная российскими компаниями SWiP и VisionLabs технология напичкана кучей защит от мошенничества — в том числе использует 3D-камеру для исключения фрода по распечатанным фотографиям. «Что мы только с ней не делали», — оплатив наконец покупку, доверительно сказал журналистам Исмаилов. Чтобы использовать собственное лицо для оплаты покупок, нужно скачать приложение, привязать банковскую карту и сделать несколько селфи, в том числе с паспортом. Для оплаты покупки достаточно посмотреть в устройство; если система распознает транзакцию как потенциально опасную — попросит дополнительно ввести пароль. Технологию тестируют с марта 2019 года в нескольких магазинах сети — и теперь и в новом суперсторе.

Самой заметной для покупателей технологией оказалась система «Скан&Go» — просто потому что стеллаж с ярко-красными ручными сканерами разместили прямо у входа в магазин. Улыбчивый сотрудник предлагал всем желающим воспользоваться новой услугой — самостоятельно сканировать свои покупки прямо во время передвижения по залу, чтобы сэкономить время на кассе; однако сканеры брали довольно вяло. Для небольших устройств предусмотрели специальный держатель на ручках тележек, но пока не успели оборудовать ими весь парк. По данным «Магнита», использование «Скан&Go» позволяет ускорить оплату покупок до 12 секунд при использовании кассы самообслуживания.

Наиболее, пожалуй, прикладной в преддверии новогодних праздников технологией в суперсторе выглядит система «Винный сомелье» — большой тач-экран в алкогольном отделе, с помощью которого можно подобрать вино под определённые условия и задачи (от конкретного производителя до сочетаний с едой). Сейчас «Сомелье» активно тестируют: пока из 600 винных позиций «Магнита» в нём доступны только кубанские вина — но в будущем ассортимент обещают расширить минимум до всех российских вин (около половины всего ассортимента). Кроме того, обещали интегрировать сервис с популярным приложением Vivino — откуда, судя по всему, разработчики намерены подгружать пользовательский рейтинг вин. Кроме подбора вина под конкретные условия, «Сомелье» работает и наоборот — можно просканировать бутылку с соседнего стеллажа и узнать о ней всё необходимое. Увлечённые темой покупатели рискуют застрять у экрана надолго.

Важная особенность суперстора — существенно переработанный ассортимент. Всё сделали, как заведено в FMCG-ритейле в 2019 году: акценты на категориях «фреш» и «ультрафреш», развитие СТМ и кулинарии, расширение непродовольственного ассортимента, реверансы в сторону ЗОЖ (отдельный «Остров здоровья» посреди магазина) и другие актуальные решения. «”Магнит”, пожалуй, лидер в России по производству компоста», — доходчиво сформулировал Руслан Исмаилов успехи компании в развитии собственных производств. Дополняют изменения мелкие, но приятные сервисы — вроде возможности заказать в гастрономии еду к конкретной дате или почистить рыбу при покупке прямо в магазине. Впрочем, доставки даже в ультрасовременном суперсторе «Магнита» как не было, так и нет — в презентации топ-менеджмент аккуратно обошёл эту тему стороной (однако, по словам представителей компании, вопрос уже решают и вот-вот решат).

На протяжении всей презентации спикеры раз за разом повторяли характеристики «атмосферный» и «создающий настроение». В самом деле: у «Магнита» получился приятный, современный и технологичный магазин, который способен навязать жестокую конкуренцию в соответствующем сегменте. Тем более, таких потенциальных суперсторов (небольших гипермаркетов в жилой застройке) у сети уже сейчас найдётся несколько сотен.

Алексей Максимук | RETAILER.ru

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о