Кризис изменил состав арендаторов встроенных помещений на первых этажах городских домов. Впервые за многие годы основными клиентами риелторов становятся не крупные компании, а частные предприниматели. По мнению участников рынка, изменения на рынке стрит-ритейла будут способствовать развитию магазинов шаговой доступности.

По оценкам риелторов, цены на аренду помещений на первых этажах зданий за последние полгода упали в среднем на 20-30%. И в будущем могут упасть еще на 10-15%. Юлия Готовская, исполнительный директор Praktis CB, отмечает, что сейчас рынок стрит-ритейла поменял вектор — если раньше это был рынок собственника, то теперь условия диктует арендатор. Острый дефицит свободных площадей под размещение магазинов и офисов на первых этажах закончился — арендаторы покидают промещения. "Больше всего от кризиса пострадали магазины, работающие в премиальном сегменте. Там обороты снизились примерно на 70 процентов, — рассказала госпожа Готовская. — Компании, работающие в среднеценовом сегменте, сократили обороты примерно на 50 процентов; фирмы, торгующие в нижнем сегменте, потеряли 30 процентов оборотов". Неудивительно, что на этом фоне стали высвобождаться помещения даже на таких магистралях, как Невский проспект, Большой проспект П. С. и других "премиальных" улицах города, где еще осенью 2008 года было практически невозможно снять помещения. По ее словам, такого не было в городе уже лет 8. Причем аренда на Невском снизилась наиболее существенно: по некоторым помещениям спад составляет до 50% — например, в наиболее проходимых местах главной улицы города в прошлом году помещения сдавались по цене 10 тыс. рублей за квадратный метр, теперь их можно снять за 5 тыс. рублей. Сейчас на рынок аренды активно выходят компании, занимающиеся торговлей продовольственными товарами. "В этом есть определенный плюс — наконец в городе будет активнее развиваться формат "магазин у дома"", — считает госпожа Готовская. Кризис благотворно сказался и на сроках заключения сделки — если раньше на это уходило полгода, учитывая все переговоры и согласования, то теперь на сделку уходит месяц. Причем в ходе переговоров цена на аренду объекта может снизиться на 15-20% от заявленной собственником стоимости. "Собственники должны изменить свою психологию — ждать больше нечего. Роста цен в ближайшее время не произойдет и нужно работать с тем, что есть на данный момент", — рассуждает госпожа Готовская.

По мнению риелторов, сейчас наиболее перспективными арендаторами становятся индивидуальные предприниматели и небольшие фирмы — крупные компании пока заняли выжидательную позицию и арендовать помещения не спешат.
Людмила Прямицына, директор ООО "Олимп 2000", к минусам новых реалий стрит-ритейла относит то, что сейчас происходит некое "размывание" концепций бутиковых торговых зон на "премиальных" магистралях — из-за ухода компаний, торгующих в высоком ценовом сегменте и прихода туда фирм, торгующих более дешевыми товарами. "Состоятельные покупатели уже привыкли к тому, что на определенных улицах есть набор магазинов, работающих под премиальными брендами. Сейчас ситуация меняется и покупатель может находиться в некоторой растерянности", — рассуждает она.

При этом она отмечает, что в стрит-ритейле стала постепенно приживаться практика, уже существующая в торговых центрах, когда арендатор платит не фиксированную сумму, а определенный процент от оборота.

Изменился, по ее словам, и спрос на размер арендуемой территории — теперь арендаторы интересуются небольшими помещениями, площадью 50-100 кв. м. Она подтверждает мысль госпожи Готовской о том, что на рынок приходят индивидуальные предприниматели.

Существенные коррективы кризис внес и во взаимоотношения собственник — риелтор — арендатор. Если в прошлом году оплату посреднических услуг производил арендатор, то теперь все чаще это бремя вынужден брать на себя собственник. "И это нормальная практика. Рынок приходит к тому, что давно распространено на Западе. Раньше у нас была нездоровая ситуация, когда посреднические услуги оплачивал арендатор. Но платить должен собственник — ведь продать всегда труднее, чем купить", — рассуждает Максим Чернов, генеральный директор агентства недвижимости "Адвекс-Московский".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments