Крупнейшая в России сеть электроники и бытовой техники "М.Видео" переходит с физической на цифровую дистрибуцию программного обеспечения, музыки и кино. Ритейлер начнет продавать их на своем сайте и в специальных терминалах, которые установит в магазинах. В результате реализация софта, например, должна удвоиться, рассчитывает "М.Видео".
Стратегия развития "М.Видео" до 2015 года предусматривает переход от продаж "в коробках" к цифровым, рассказал "Ъ" представитель сети Антон Пантелеев. В течение нескольких месяцев ритейлер запустит на сайте функционал по продаже ПО для Windows, Mac OS X и других платформ. "М.Видео" договаривается с правообладателями музыкального и видеоконтента: до конца 2013 года компания начнет торговать им у себя на сайте. Контент будет представлен и в приложениях "М.Видео" на мобильных платформах iOS, Android и в сети Facebook. Кроме того, его можно будет приобрести и скачать на мобильные устройства через специальные терминалы, которые установят в магазинах. Отказ от физических носителей быстро не произойдет, но он неизбежен, считают в "М.Видео".
"М.Видео" — крупнейшая по выручке сеть электроники и бытовой техники в России, имеет 250 магазинов в более чем 100 городах. Оборот в первом полугодии 2011 года достиг 54,872 млрд руб., рентабельность по EBITDA — 4,1%. Контролирующими акционерами являются основатели компании Александр Тынкован, Михаил Тынкован и Павел Бреев. Капитализация на ММВБ вчера составляла 41,3 млрд руб.
Физические продажи контента в России снижаются, подтверждают данные PricewaterhouseCoopers (см. таблицы). По оценкам компании, в 2010 году реализация видеоконтента на физических носителях снизилась до $413 млн, то есть примерно на 7,4% по сравнению с 2009-м. В этом году рынок может потерять еще 3,1%. Рынок электронных продаж видео PricewaterhouseCoopers не оценивает, но, по данным J`Son & Partners, в 2011 году он должен более чем удвоиться — до примерно $1,8 млн по сравнению с $0,7 млн годом ранее. Похожая ситуация и в музыкальной индустрии: физические продажи музыки в России по итогам 2010 года составляли $248 млн, или на 12,7% меньше, чем годом ранее, пишет PricewaterhouseCoopers. В 2011-м они сократятся еще на 10,9%, до $221 млн. Цифровые продажи музыки в 2010 году, напротив, выросли на 33,8%, до $99 млн, а в 2011-м прибавят еще 33,3%.
Продавать контент в интернете начали многие зарубежные ритейлеры. Например, как сообщила в августе The Financial Times, розничная сеть Walmart по итогам первого полугодия 2011-го вошла в тройку крупнейших продавцов онлайн-видео в США с долей 5,3% (около $12 млн), обогнав Sony и Amazon и уступая лишь Apple и Microsoft. Онлайн-продажи развивает и крупнейшая в США сеть бытовой техники и электроники Best Buy: в 2008 году для продаж музыки она за $122 млн приобрела сайт Napster.com, а позднее договорилась с компанией Sonic Solutions о совместном развитии видеосайта CinemaNow.com. Данные их продаж не раскрываются.
"Эльдорадо" запустило цифровые продажи ПО еще в мае 2010 года, напомнили вчера в пресс-службе компании,— этой услугой могут воспользоваться покупатели компьютеров, ноутбуков, мобильных устройств и навигационного оборудования в специальных пунктах, расположенных в магазинах сети. Рост таких продаж софта в "Эльдорадо" за первые восемь месяцев 2011 года составил 126%.
В "М.Видео" за год с прошлого сентября реализация коробочного ПО достигла примерно 300 млн руб. (около $9,6 млн), говорит господин Пантелеев. По оценке Microsoft, общие продажи ПО в России в 2010 году равнялись $1,92 млрд. Переход к цифровой дистрибуции может увеличить выручку этого направления в "М.Видео" минимум в два раза, рассчитывают в компании: покупателям электроники будет удобнее оплатить лицензию сразу в магазине, чем покупать диск или вводить данные кредитной карты на сторонних сайтах.
Рынок онлайн-дистрибуции развлекательного контента достаточно конкурентный, на нем уже присутствуют несколько интернет-проектов, в том числе созданных крупнейшими мобильными операторами и сетью "Связной", напоминает сооснователь Ivi.ru Анна Знаменская. По ее оценкам, инвестиции в подобный проект могут составить от $5 млн до $20 млн. "Цена входа на рынок растет каждый год. Самое сложное и дорогостоящее — договориться с правообладателями-мейджорами и получить уникальный контент",— говорит она. "Портативные устройства становятся все более функциональными. Важно предлагать не только гаджет, но и сервисы к нему",— пояснила представитель "Связного" Елена Ноготкова.
Продажи музыки
*К предыдущему году.
**Прогноз.
Источник: PricewaterhouseCoopers.
Канал продаж |
2010 | 2011** | 2012** | 2013** | 2014** | 2015** | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
$, млрд | %* | $, млрд | %* | $, млрд | %* | $, млрд | %* | $, млрд | %* | $, млрд | %* | |
Физические носители | ||||||||||||
Мировой рынок | 16,249 | -12,9 | 14,133 | -13,0 | 12,744 | -9,8 | 11,533 | -9,5 | 10,540 | -8,6 | 9,706 | -7,9 |
Российский рынок | 0,248 | -12,7 | 0,221 | -10,9 | 0,198 | -10,4 | 0,178 | -10,1 | 0,162 | -9,0 | 0,162 | 0,0 |
Цифровая доставка | ||||||||||||
Мировой рынок | 7,191 | 6,9 | 7,978 | 10,9 | 9,011 | 12,9 | 10,120 | 12,3 | 11,259 | 11,3 | 12,421 | 10,3 |
Российский рынок | 0,099 | 33,8 | 0,132 | 33,3 | 0,159 | 20,5 | 0,188 | 18,2 | 0,225 | 19,7 | 0,264 | 17,3 |
Общие продажи | ||||||||||||
Мировой рынок | 23,440 | -7,7 | 22,111 | -5,7 | 21,755 | -1,6 | 21,653 | -0,5 | 21,799 | 0,7 | 22,127 | 1,5 |
Российский рынок | 0,347 | -3,1 | 0,353 | 1,7 | 0,357 | 1,1 | 0,366 | 2,5 | 0,387 | 5,7 | 0,426 | 10,1 |
Продажи видео
Канал продаж | 2010 | 2011** | 2012** | 2013** | 2014** | 2015** | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
$, млрд | %* | $, млрд | %* | $, млрд | %* | $, млрд | %* | $, млрд | %* | $, млрд | %* | |
Физические носители | ||||||||||||
Мировой рынок | 30,434 | -2,1 | 30,708 | 0,9 | 31,661 | 3,1 | 33,066 | 4,4 | 34,661 | 4,8 | 36,128 | 4,2 |
Российский рынок | 0,413 | -7,4 | 0,400 | -3,1 | 0,402 | 0,5 | 0,407 | 1,2 | 0,416 | 2,2 | 0,430 | 3,4 |
Цифровая доставка | ||||||||||||
Мировой рынок | 5,261 | 30,8 | 6,655 | 26,0 | 8,075 | 21,3 | 9,507 | 17,7 | 10,810 | 13,7 | 12,088 | 11,8 |
Российский рынок | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д |
Общие продажи*** | ||||||||||||
Мировой рынок | 51,161 | 1,4 | 52,733 | 3,1 | 55,092 | 4,5 | 57,848 | 5,0 | 60,611 | 4,8 | 63,195 | 4,3 |
Российский рынок | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д |