На Топ-20 ритейлеров пришлось в 2010 году 11,2% розничного рынка России, следует из рейтинга крупнейших торговых сетей России, составленного InfoLine и журналом Retailer Magazine. Ключевые изменения на рынке коснулись сегмента бытовой техники и электроники: впервые за более чем десять лет "М.Видео" удалось обойти "Эльдорадо" по объему годовых продаж с минимальным разрывом в 8%.
По данным Росстата, товарооборот розничной торговли в России в 2010 году составил $541,2 млрд (+4% к 2009-му), из которых $265,1 млрд пришлось на продуктовую розницу, а $276,1 млрд — на торговлю непродуктовыми товарами. Несмотря на то что в общей структуре торговли большую долю занимают непродовольственные товары, в 2010 году в Топ-20 ритейлеров превалируют именно продуктовые сети, следует из рейтинга розничных операторов России, составленного агентством InfoLine и журналом Retailer Magazine. На Топ-20 ритейлеров пришлось в 2010 году 11,2% розничного рынка России, причем лидеры отрасли — Х5 Retail Group, "Магнит" и французская Auchan Group — на троих занимают почти половину из этой доли (примерно 5,3% рынка).
Согласно рейтингу, самые заметные изменения в 2010 году произошли на рынке бытовой техники и электроники: впервые за последние десять лет сеть "Эльдорадо" уступила первое место по годовой выручке своему ближайшему конкуренту "М.Видео". По оценкам InfoLine, "Эльдорадо" проиграла "М.Видео" совсем немного — ее выручка без НДС в прошлом году составила 80 млрд руб. против 86,39 млрд руб. у "М.Видео", то есть отставание составило всего 8% (сама "Эльдорадо" своей выручки пока не раскрывала). Еще по итогам 2009 года разрыв между компаниями составлял более 20% (89 млрд руб. у "Эльдорадо" и 70,6 млрд руб. у "М.Видео"). Торговые площади "Эльдорадо" в 2010 году сократились более чем на 17%, до 388,9 тыс. кв. м, "М.Видео", напротив, открывала магазины и прибавила 20,8% по торговой площади, подсчитало InfoLine.
Вчера в пресс-службе "Эльдорадо" "Ъ" сообщили, что планируют предоставить официальные данные по выручке за 2010 год не раньше июня. В прошлом году компания работала над своей эффективностью, подчеркивают в "Эльдорадо": в 2010 году продажи сопоставимых магазинов увеличились на 15%, средний чек — на 20%, а выручка с 1 кв. м — на 15%. "Эльдорадо" закрывала неэффективные торговые точки, объяснили в компании сокращение числа магазинов с 341 в 2009-м до 331 сейчас.
Третье место на рынке бытовой техники и электроники в 2010 году оказалось у Media Markt (подразделение немецкой Metro Group по торговле бытовой техникой и электроникой). Входившая в тройку лидеров в 2009 году "Техносила" снизила продажи на 12%, в 2010 году — до 21,22 млрд руб., в то время как выручка Media Markt выросла на 56,6%, до 27,99 млрд руб. По оценкам РАТЭК, в 2010 году рынок бытовой техники и электроники составлял $13,8 млрд, или примерно 419 млрд руб. Таким образом, доля "М.Видео" на рынке сейчас составляет 20,6%, "Эльдорадо" — 19%, Media Markt — 6,7%, "Техносилы" — 5%.
Самой быстрорастущей компанией из Топ-20 оказалась розничная сеть МТС: ее продажи выросли на 103%, до 26,4 млрд руб. Как и в 2009 году, сеть занимает третью позицию среди торговцев мобильными телефонами, уступая "Евросети" и "Связному". Несмотря на двукратный рост, МТС более чем в два раза отстает от своих конкурентов: доля ритейлера на рынке мобильной связи в 2010 году составила 10,4%, у "Евросети" — 24,5%, "Связной" контролировал 21,9% (весь рынок оценивается участниками рынка в 252 млрд руб. в 2010 году).