В ноябре 2012 г. состоится запуск RFID-магазина формата «Супермаркет» на базе «ПеПяКи», внутреннего магазина в офисе X5 Retail Group. О том, что будет в торговой точке из инноваций на момент ее открытия, в рамках саммита Retail Business Russia 2012 рассказал Теймур Штернлиб, ранее занимавший должность заместителя главного исполнительного директора по поддержке бизнеса X5.
Среди прочего в «Магазине будущего» будет работать собственный центр маркировки товаров RFID-метками, который уже сейчас располагается в небольшом помещении, прилегающем к торговому залу. Маркировкой займутся порядка 6-7 человек.
Также в магазине будут работать «умные» полки. «Мы мечтали о том, что полка будет знать, что за товар на ней лежит, в каком количестве и т.д.,и выдавала эту информацию в общую систему, чтобы не нужно было визуально отслеживать их наполняемость,- поделился Теймур Штернлиб. — И такие полки мы сделали, встроили в них антенны и решили проблему с чтением меток».
Кроме того, покупателей в RFID-супермаркете планируется радовать «умными» тележками, в которые будут встроены телекоммуникационные экраны. «Покупатель будет идти по магазину, а мы при помощи тележки будем подсказывать, что нужно или можно купить конкретно ему, — рассказал спикер. — Допустим, идет он мимо винных полок, а система напоминает ему купить любимое сухое из Франции».
По оценке специалиста, подобное предложение с тележками может дать как минимум плюс 30% к обороту отдельно взятого магазина.
Еще одним новшеством станут специальные тоннели для считывания RFID-меток. Покупатель сможет проводить через тоннель свою тележку (или класть в него корзинку) со всеми выбранными им товарами, а система за 15 секунд считает всю информацию о ценах с них. Оплатить затем свою покупку клиент «Магазина будущего» сможет с помощью телефона возле специального терминала. «Бумажные деньги — это туманное прошлое, в наших магазинах будущего их не будет», — заявил Теймур Штернлиб.
Сейчас ассортимент «Супермаркета» на базе «ПеПяКи» включает около 7000 SKU. Устойчивое чтение меток отмечено более чем у 77% товаров от 75 поставщиков.
По словам Теймура Штернлиба, государство готово вкладываться в проект «Магазин будущего» и финансово, и законодательно. Как считает Алексей Вилков, ИТ-директор по России «К-раута», эта поддержка сильно выручает данный проект.
«Управление рисками здесь очень правильно сделано с точки зрения использования государства как партнера, — поделился с Retailer.RU топ-менеджер, — потому что это очень высокорисковое мероприятие, другие сети вряд ли решатся на подобные рисковые шаги».
По оценке специалиста, все трудности операционных процессов и отлаживания производства, а также масштабирования проекта займут не менее года. Теймур Штернлиб соглашается с этим: «В 2013 г. мы будем работать только над оптимизацией работы «Магазина будущего».
О запуске совместного проекта "Роснано", «Ситроникс» и X5 Retail Group в рамках проекта по созданию «умного магазина» было объявлено в июне 2011 г. в рамках Петербургского экономического форума. Тестовый «Магазин будущего», был представлен 26 октября 2011 г. на международном форуме по нанотехнологиям в Москве.