Неденежное стимулирование сотрудников – инструмент, который некоторым компаниям стоит открыть для себя заново.

Мало кто хоть раз в жизни не смотрел очень старый и очень трогательный советский фильм «Офицеры». Но никто, конечно, не искал в этом кино примеров новых форм поощрения персонала. А между тем известную сцену вручения герою Георгия Юматова «красных революционных шаровар» можно расценивать и так. Просто отличившегося наградили приемлемыми для эпохи революции и разрухи средствами, когда в отсутствие денег и вообще всего в ход идет не столько стимулирование материальное, сколько натуральное. И, надо сказать, награжденный был доволен, хотя воевал, конечно, не за шаровары.

Еще наше общее прошлое оставило нам в качестве неденежных стимулов к труду всевозможные благодарности – простые, в приказе, а то и вовсе с занесением в трудовую книжку, грамоты, вымпелы и просто всякие добрые слова от начальства, которые и прежде были не особенно популярны, а с наступлением рыночных времен и вовсе перестали быть результативными и даже срабатывали наоборот, неся вместо позитива негатив. «Лучше бы деньгами дали», – с досадой думали поощряемые таким образом.

Катком по нематериальным формам поощрения прокатился и кризис. Это понятно. Стимулом могло считаться уже то, что человека не уволили, а уж если ему при этом и зарплату платили в полном объеме и без задержек, то и вообще говорить о чем-то большем не приходилось. В рамках всесторонней оптимизации бюджетов вполне ощутимые затраты компаний на неденежное стимулирование сотрудников в большинстве случаев практически сошли на нет.

В краткосрочной перспективе это, может быть, и было оправданно, но, если говорить о стратегии, то компаниям самое время заново «открыть» для себя неденежные формы поощрения. Надо понимать, что это по-прежнему неотъемлемая составная часть работы с персоналом. Потому что деньгами и только деньгами работника, тем более хорошего, можно привлечь и даже удержать. Но только на какое-то время: в конце концов найдется тот, кто предложит ему больше. И тут-то сыграют (или не сыграют) свою роль факторы нематериальные. «Материальное стимулирование не всегда дает 100-процентный результат, – отмечает директор по развитию бизнеса кадровой корпорации Manpower Ирина Курганова. – В Европе в последнее время все больше говорят о создании некоего уровня комфорта для работника, что включает в себя не только стабильную заработную плату, но и хороший социальный пакет, здоровую рабочую атмосферу в коллективе, заграничные командировки и так далее. Большое значение приобрело наличие обучающих программ в компании и возможность проходить тренинги. При переходе на новое место об этом спрашивает все большее число кандидатов».

О комфортных условиях для сотрудников как о стимуле для качественной работы говорят и наши специалисты по HR, подчеркивая, что тут нет мелочей. Если у компании все хорошо с бюджетом, то вариантов можно найти много – от абонементов в фитнес-клуб до семейной турпоездки за счет работодателя, но в принципе может сработать даже простое обустройство рабочих мест в соответствии с пожеланиями работника. Например, когда (и это случай из реальной практики компаний) по окончании испытательного срока HR-специалисты проводили анкетирование вновь зачисленных в штат сотрудников и выясняли их пожелания и сомнения, то по итогам опроса кого-то пересадили с неудобного рабочего места, кому-то заменили персональный компьютер на ноутбук, кто-то получил возможность пить натуральный кофе вместо растворимого.

Ключевое понятие здесь – индивидуальный подход. Решать проблемы нематериального стимулирования необходимо очень дифференцированно. Например, в одной компании в честь корпоративного празднования дня ее рождения устроили конкурс, победительницей которого состоявшее из руководителей жюри признало девушку, снявшую ролик, где она прыгала с парашютом, держа в руке флаг с фирменным логотипом. Смелую сотрудницу наградили оплаченным годовым курсом прыжков с парашютом с разной высоты. Если не обращать внимания на то, что на деле девушку поощрили не за эффективную работу, а за эффектный трюк, то надо признать здесь не то что индивидуальный, а прямо-таки штучный подход к выбору формы нематериального стимулирования. «Когда речь идет о подобных программах, можно и нужно практиковать индивидуальный подход, – убежден Юрий Дорфман, партнер, руководитель департамента HR хедхантинговой компании Cornerstone. – Так, мы наблюдали случай, когда сотрудникам было важно иметь оплаченное ДМС для своих детей, и руководство компании пошло им навстречу».

В средних и небольших компаниях с невысоким уровнем зарплат в таких неденежных формах вознаграждения за труд, как страховка или питание по сниженным ценам, склонны видеть своего рода компенсацию. Это ошибка. Во-первых, хотя обычно компании стараются уделять большое внимание и ДМС, и организации питания, прибегают к услугам солидных кейтеринговых компаний, устраивают тендеры и так далее, немало случаев, когда и страховка, и еда все-таки служащих не радуют. А во-вторых, потому, что неденежное вознаграждение может удовлетворить только тех, кто уже удовлетворен денежным. «Стоит отметить, – говорит Юрий Дорфман, – что лучше всего подобные инструменты работают на сегменте среднего звена. У специалистов этого уровня уже есть стабильный доход, перспективы, и они крайне восприимчивы к программам нематериальной мотивации. Практика показывает, что на начальных этапах людей все-таки гораздо эффективнее мотивировать привлекательными зарплатными предложениями и системой бонусов».

Все в общем и целом просто: чтобы быть эффективными, то есть помогать сохранять ценных сотрудников и формировать у них лояльное отношение к компании, средства поощрения должны отвечать времени, специфике работы, образу жизни и конкретным потребностям людей. Ведь те же «революционные шаровары» еще и потому пришлись, что называется, ко двору, что киногерой много времени проводил в седле, а экипировка в таких условиях изнашивается довольно быстро.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments