Логистический оператор «Цайняо», входящий в Alibaba Group, на протяжении 2020 года анонсировал несколько крупных проектов — в том числе запуск сети постаматов и миллиардные инвестиции в развитие логистики в России. Мы поговорили с генеральным директором компании в России Вячеславом Савиным о том, как реализуются проекты, как пандемия повлияла на логистический бизнес и что в «Цайняо» запланировали на 2021 год.
В октябре «Цайняо» анонсировала запуск в России сети постаматов — на протяжении года планировали разместить более тысячи точек в городах страны. Как развивается проект?
Проект с развитием постаматной сети — один из ключевых для «Цайняо» за пределами Китая. Это первый случай, когда компания вывела основной бренд из Китая и начала работать с широкой аудиторией. Сейчас мы очень активно вкладываемся в офлайн-инфрастркутуру, которая поможет продавцам из России и других стран настроить удобные и быстрые каналы доставки, а покупателям — получить возможность получить заказ в шаговой доступности. Мы в том числе взяли на вооружение наш китайский опыт по развитию взаимодействия с малым и средним бизнесом: существенная часть наших постаматов в регионах будет открыта именно в партнёрстве с небольшими компаниями. Проект после запуска получил взрывной рост, и то количество заявок, которое мы обрабатываем в день, говорит, что рынок ещё очень далёк от насыщения. Особенно в регионах.
Сейчас мы рассчитываем запустить несколько тысяч постаматов и пунктов выдачи под брендом «Цайняо» уже к концу апреля. В целом наша задача — максимально приблизиться к показателям в Китае, где под брендом Cainiao Post работают свыше 100 тысяч точек выдачи, и большая их часть приходится как раз на малый и средний бизнес.
Летом Alibaba Group объявила, что вложит 1 млрд рублей в развитие российской логистики — в том числе в увеличение плотности складов, внедрение передовых IT-решений и новые партнёрства. Как реализуются эти планы?
Инфраструктурные проекты — базовая необходимость любого логистического бизнеса. До последнего времени наши основные сервисы строились на базе распределительного хаба «Цайняо» в Домодедове. Но в 2020 году мы очень сильно расширили пул партнёров и направлений. В апреле запустился наш совместный проект KupiVIP — начал работу специальный сортировочный центр для самых востребованных категорий одежды и ювелирных изделий, позже мы запустили сортировочные центры сразу в 8 регионах, что позволило охватить небольших региональных продавцов в 800 городах и дать им возможность существенно экономить на доставке. Благодаря этому число продавцов, которые пользуются услугами «Цайняо» на базе AliExpress в России, выросло в несколько раз.
В нынешнем году мы будем продолжать активно инвестировать в офлайн-инфраструктуру: наша задача — снизить сроки ожидания заказов в регионах и довести общий показатель для трансграничных посылок до 14 дней, а для локальных продавцов внедрить возможность делать доставки день в день.
Весь прошлый год «Цайняо» активно строила отношения с российскими продавцами. Как вы работаете с ними сейчас и в каком направлении развивается этот сегмент?
В 2020 году число российских продавцов, которые подключены к сервисам «Цайняо», выросло в несколько раз. Причём речь и о крупных игроках, и о малом бизнесе. Для крупных продавцов мы активно работаем над рядом проектов, которые помогут им избавиться от опасений сотрудничать с маркетплейсами из-за отсутствия прямого контакта с аудиторией. Например, недавно мы запустили опцию click&collect, которая позволяет крупным ритейлерам выдавать заказы прямо в своих магазинах в течение нескольких часов после заказа на маркетплейсе.
Для малого бизнеса самым чувствительным остаётся вопрос тарифов на сортировку и доставку. Логистические затраты у небольших продавцов — почти всегда один из основных расходов. В прошлом году мы запустили сразу несколько проектов, которые снижают эти косты от 50 до 70%: дропшипинг, фулфилмент на базе наших хабов, а также, что самое важное — плоские и понятные тарифы на доставку, которые уже сейчас считаются одними из самых выгодных на рынке.
Мы очень хотим донести до малого бизнеса простую вещь: работа с «Цайняо» и Alibaba — это предсказуемость и стабильность, а логистика может быть такой, от которой не болит голова.
Второй важный вопрос — научить малый бизнес правильно регистрироваться на платформе, оптимизировать доставку и настраивать магазин. Для этого мы запустили ряд обучающих программ, в том числе вместе с российским AliExpress.
В Китае нам удалось выстроить очень понятную и простую модель работы на взаимном доверии, и мы уверены в её масштабируемости и выгоде для малого бизнеса в России и других странах.
Как для компании прошёл 2020 год? Как пандемия повлияла на трансграничную торговлю с Китаем и чего, по вашему мнению, можно ждать в 2021-м?
Важно отметить, что 2020 год стал поворотным. Для нас это в первую очередь, конечно же, год перестройки бизнес модели. Поменялось всё и довольно быстро, буквально за пару месяцев. То, что мы быстро адаптировали нашу бизнес-модель, помогло нам войти в топ-3 крупнейших международных логистических операторов.
Покупательская активность на платформах Alibaba, в том числе в России, осталась стабильной: по итогам года мы привезли на 17% больше заказов, чем в прошлом. А вес одной посылки стал больше в полтора раза. Покупатели стали больше класть в корзину — и если раньше они могли делать серию единичных заказов, то теперь мы наблюдаем тенденцию к так называемому «растянутому» шопингу, когда человек может подумать, отложить один, потом другой товар — и оформить всё вместе.
Отдельный тренд этого года — повышение интереса к товарам из других стран помимо Китая. Например, посылок из Турции и Европы, которые мы везём в Россию, стало в 7 раз больше. Для турецких товаров мы вместе с «Почтой России» запустили доставку через Германию. Интерес к турецким и европейским товарам на платформе — следствие активного развития платформ Alibaba Group в Европе. Число продавцов там растёт стремительно, активно регистрируется бизнес во Франции и Италии. Ассортимент турецких продавцов — уже более 5 миллионов товаров. И в этом году тренд сохранится. Сейчас «Цайняо» активно работает над строительством крупнейшего в Европе сортировочного центра в Бельгии, что также упростит доступ новых продавцов к аудитории маркетплейсов Alibaba.
Насколько логистический бизнес в целом пострадал от пандемии, что в нём изменилось и как?
Логистический бизнес изменился резко и бесповоротно. В конце 2019 года, перед пандемией, нашим основным каналом доставки были пассажирские авиакомпании, с которыми мы активно работали и расширяли сотрудничество. Но запрет на полёты почти моментально остановил большую часть перевозок. Параллельно мы развивали направление с грузовыми перевозчиками — и именно это направление стало в результате основным. В 2020 году количество рейсов «Цайняо» в Россию выросло вдвое, были открыты новые направления — Новосибирск, Казань, Екатеринбург. В пик пандемии мы работали с пассажирскими авиакомпаниями, чтобы задействовать их борты для перевозки грузов: в России это была Royal Flight, в Израиле — Hainan Airlines.
Стабильными оказались и наземные перевозки, хотя сейчас для большинства категорий мы стараемся задействовать именно авиадоставку. Например, совместно с «Почтой России» летом мы реализовали давний проект по переводу на доставку самолётами грузов с литий-ионными батареями. Цифровая техника — традиционно самая востребованная категория у российских покупателей, но её доставка сложнее любых других товаров. Теперь благодаря новым авиамаршрутам средние сроки авиадоставки составляют 15-18 дней.
В «Цайняо» значительно активизировалась разработка проектов в области беспилотных доставок. Мы, как одна из ведущих ИТ-платформ, инвестируем в это значительные средства. И если в 2019 году в большинстве случаев речь шла о тестах и пилотных проектах, то в карантин в крупных городах беспилотники «Цайняо» уже начали полноценно развозить заказы внутри микрорайонов. Вопрос ближайшего времени, когда мы увидим беспилотные точки выдачи в России.
Вечная тема — скорость доставки зарубежных товаров. Что влияет на сроки доставки из-за границы и какова сейчас в этом роль государства?
На сроки ожидания зарубежных товаров влияет очень много факторов, и самый главный из них— слаженность всех процессов. Локализация платформ в России помогает нам оптимизировать сроки доставок. Средний срок ожидания посылки сейчас — примерно 20 дней с учетом доставки по территории России. Для наиболее популярного ассортимента, который находится в канале AliExpress Plus, сроки ожидания не превышают 14 дней.
Снижению сроков способствуют также и открытия новых каналов получения отправлений, такие как постаматы и пункты выдачи.
Одной из основных задач мы видим обучение покупателей правильному взаимодействию с логистикой. Например, не все клиенты знают, как корректно отследить заказ, не всегда предоставляют данные паспорта по запросу таможенного брокера, потому что считают, что этого можно не делать. А это, как ни странно, тоже влияет на сроки получения. В текущем году мы сосредоточим на этом особое внимание.
Государство активно вовлекается в процессы трансграничных доставок, на уровне сразу нескольких регионов ведутся дискуссии о бондовых складах или создании специальных зон, региональные аэропорты расширяют инвестиционные проекты для строительства сортировочных центров в ближайшей к ним доступности — всё это, безусловно, способствует сокращению сроков доставки. Но важно понимать, что это очень небыстрый процесс. Наша стратегическая задача — сделать так, чтобы посылка из-за рубежа приходила покупателю в течение 72 часов после заказа. Но это совершенно точно случится не завтра.
Один из крупнейших логистических партнёров «Цайняо» в стране — «Почта России». Также вы реализуете ряд проектов с другими российскими компаниями, в том числе с крупными ритейлерами. Как строится и развивается сотрудничество с местными партнёрами?
«Почта России» — не просто один из крупнейших, это наш стратегический партнёр, который обслуживает абсолютное большинство заказов. Совместно с почтой мы реализуем ряд проектов по упрощению отслеживания заказов и сортировке посылок, а также по доставке в отдалённые регионы. Почта активно модернизирует свою ИТ-платформу, и мы видим позитивный результат и отличные отклики от клиентов — как со стороны покупателей, так и от бизнеса, который пользуется сервисами почты. С «Почтой России» мы продолжим работать над оптимизацией нашей маршрутной сети и развитию сортировочных центров в регионах — благодаря им покупатели в малых, средних городах, за Уралом и в Сибири уже сейчас могут получать посылки в два раза быстрее, чем даже год назад.
Партнёрские отношения с крупным ритейлом — шаг в сторону развития дополнительных каналов получения заказов. Помимо 5Post (принадлежит X5 Retail Group), в этом году мы начали работать со «СберЛогистикой», для которой стали первым международным ИТ-оператором.
Расскажите о покупателях. Как меняются их привычки, какие тренды в покупательском поведении вы отмечаете?
Конечно, на привычки покупателей сильно повлияла пандемия. Мы фиксировали взрывной спрос отправок посылок в Россию в дни, когда объявлялось продление карантина. Но и в целом во время карантина покупательский интерес оставался стабильно высоким. В отличие от привычного для платформ Alibaba Group спонтанного или, как мы его называем, скролл-шоппинга, клиенты перешли к сознательному выбору: в заказ кладут больше товаров, посылки становятся тяжелее. Доля эконом-отправлений снизилась до минимального уровня за несколько лет.
Какие планы у «Цайняо» в России на 2021 год?
В 2021 году мы сосредоточим внимание на увеличении частоты рейсов в Россию и оптимизации маршрутной сети «Цайняо», развитие сети постаматов и пунктов выдачи, в том числе в регионах — это поможет сократить сроки доставки в регионы. Большой инвестиционный план — локализация наших платформ для продавцов и покупателей и дальнейшая работа над развитием простых тарифов для пользователей услуг «Цайняо».
Отдельный большой проект — обучающие кампании для покупателей о том, как правильно делать покупки, какие каналы получения выбирать и как взаимодействовать с теми, кто посылки доставляет — например, с таможенными брокерами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.