Сетевая торговля экономкласса как непрофильный бизнес становится трендом петербургского рынка. Выходцы из "Союзконтракта" инвестируют 1 млрд рублей в проект сети мини-маркетов "Люндик".
Развитием проекта занимается ООО "Серпантин", один из осколков петербургского представительства "Союзконтракта", крупнейшего поставщика американских куриных окорочков в 1990-е (в народе — "ножки Буша"). Новый игрок на рынке сетевой розницы решил сразу взять с места в карьер. Первый "Люндик" начал работу в середине января на пр. Луначарского, еще три откроются к 1 февраля. До конца 2013 г. планируется запуск 40-50 магазинов во всех районах города. В планах "Серпантина" до 2014 г. открыть 300 магазинов в Москве, выйти в Новгород. Общий объем инвестиций — около 1 млрд рублей. Развитие проекта на первом этапе идет на собственные средства холдинга, в дальнейшем возможно привлечение заемных средств.
"Серпантин" розницей, по признанию учредителей, никогда не занимался и до сих пор предоставлял только услуги по хранению продукции и аренде складов. Похоже, торговля как непрофильный бизнес становится трендом Петербурга. Высокая конкуренция не пугает бизнесменов, за последние пару лет анонсировали выход несколько компаний. Не менее 100 магазинов планировал в 2010 г. запустить концерн "Газрезерв", пока работают только 10. До 50 магазинов за 2 года под брендом "Сетка" планируют открыть азербайджанские бизнесмены.
Первоначально создатели проекта рассчитывали на участие в городской программе создания магазинов шаговой доступности, но и после ее отмены не отказались от развития. Сеть "Люндик" будет работать в формате мини-маркета (площадь одного магазина — 100-200 м2). Инвестиции в торговую точку составляют от 4,5 млн до 9 млн рублей, ожидаемый срок окупаемости — около 3 лет. "На рынке недвижимости Петербурга много подходящих помещений, мы планируем сначала арендовать, а затем выкупать нежилые помещения в собственность", — пояснила Людмила Недокушева, руководитель проекта "Люндик". Магазины будут открываться только во встроенных коммерческих помещениях на первых этажах жилых зданий.
Самые дорогие встройки, по данным Jones Lang LaSalle, находятся на Невском пр. — до 10 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. В районе станции метро "Петроградская" арендная ставка составляет 4-6 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, на Загородном и Владимирском пр. — 2-4,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. Средняя ставка на помещения возле станций метро в спальных районах варьируется от 2 тыс. до 3 тыс. рублей за 1 м2.
Многие инвесторы готовы выкупить помещения площадью 100-200?м2, потому и стоимость их стабильно высокая, в среднем — 200-300 тыс. рублей за 1 м2, оценивает Анна Лапченко, ведущий консультант отдела стрит-ретейла Jones Lang LaSalle в Петербурге.
"Серпантин" входит в группу, которая изначально выполняла функции представительства в Петербурге фирмы "Союзконтракт". Как глава петербургского отделения "Союзконтракта" фигурировал Юрий Рыдник, ныне председатель совета директоров и один из собственников Балтинвестбанка. По данным "СПАРК-Интерфакс", ООО "Серпантин" в равных долях принадлежит Татьяне Михайловой и Сергею Литвиненко. Сергей Литвиненко также является единственным владельцем УК "Каскад".
По данным СМИ, осенью 2009 г. эта компания совместно с ООО "Рыбстандарт" создала Объединенную рыбную компанию для управления рыбоперерабатывающим заводом в Пскове. Однако уже в 2010 г. "Каскад" был признан банкротом, на нем открыто конкурсное производство.
Своим основным конкурентным преимуществом создатели новой сети считают опыт работы в оптовой торговле и налаженные партнерские отношения с поставщиками мясной, рыбной, молочной и другой продукции.
Позиции, которые входят в потребительскую корзину, будут продаваться со скидкой 5% по карте постоянного покупателя, малообеспеченным гражданам планируется выдавать именные карты социального покупателя с дисконтом 10%.
Европейский формат "7-11" (площадь от 50 м2) до сих пор не пользовался популярностью у сетевых ретейлеров из-за дефицита помещений, считает Георгий Рыков, генеральный директор "Бестъ". Помимо продуктовых магазинов на такие объекты претендуют обувные магазины, аптеки, банки, кофейни. Поэтому и затраты на создание с нуля сети из нескольких десятков точек будут высокими.
"Ни один поставщик не даст маленькой сети конкурентоспособной цены, а значит, предложение будет на 30% дороже, чем у больших сетей. Кроме того, и согласование бумаг, и логистика, и хранение требуются в тех же масштабах, что и в большой сети, а отдача гораздо меньше", — предупреждает Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group.