Мнение эксперта: Наталья Ерина, директор по стратегии компании "Кухнистрой"
— Наталья, какие факторы являются основополагающими для успешного внедрения ИС?
— Наличие реальной и осознаваемой потребности у ТОП-менеджеров в ИС;
Наличие «включенного» разработчика ИС, который кроме внедрения самой ИС, работы с документацией к ней, будет еще постоянно находиться на связи с компанией и реально ей помогать во внедрении, консультировать по всем рабочим вопросам;
Наличие команды заинтересованных и компетентных сотрудников, которые тщательно вместе с разработчиком продумают бизнес-процессы;
Наличие сильного организатора-руководителя проекта по внедрению, который будет двигать весь процесс внедрения внутри компании.
— Кто должен принимать участие в выборе ИС?
— Топ-менеджеры и технические специалисты.
— Существует ли процедура, четкое следование которой позволит ритейлеру сделать правильный выбор ИС? Можете ее описать вкратце?
— Четко понять и прописать проблемы компании, которые поможет решить ИС;
Провести анализ рынка ИС и выделить те ИС, которые компания «потянет» по ресурсам и которые предположительно смогут решить 90 % выделенных проблем;
Встретиться с разработчиками и «прощупать» их сильные и слабые стороны;
«Пробить» информацию по тем компаниям, которые уже внедряли ту или иную ИС, выяснить у них все за и против, все факторы, которые способствовали, либо препятствовали внедрению ИС.
Принять решение.
— На что надо обращать особое внимание при выборе партнера по внедрению ИС?
— Количество удачно внедренных проектов;
Клиенто-ориентированность компании-разработчика;
Вменяемость менеджера, который будет вести проект от компании разработчика;
— Какова роль консалтинга при внедрении ИС? В каких случаях консалтинг нужен, а в каких – нет? Можете привести примеры?
— Если компания никогда не внедряла ИС, либо у нее был неудачный опыт внедрения, а также если у нее есть дополнительные ресурсы на консалтинг, то тогда консалтинговая компания смогла бы реально помочь в вопросах выбора ИС и ее внедрения;
— Существуют ли методики, определяющие последовательность внедрения ИС? Или же очередность процессов, подпадающих под автоматизацию, определяется приоритетностью задач ритейлера?
— Очередность согласовывается между разработчиком и заказчиком, прописывается в программе действий и корректируется по ходу внедрения.
— Как изменения, вызванные внедрением ИС, сказываются на работе персонала? Как быстро они адаптируются к новым условиям работы?
— Любая новизна, изменение существующего порядка вещей приводит к сопротивлению со стороны персонала, ведь нужно затрачивать больше усилий, энергии и еще к тому же можно потерять влияние из-за лишения привычных, но уже ненужных функций. Процесс адаптации зависит от топ-менеджеров, смогут ли они создать питательную среду для внедрения, поработать с сознанием и отношением сотрудников к ИС.
— Существуют ли специальные тренинги или курсы, позволяющие персоналу быстрее освоить новые правила и условия работы? В какой момент времени их надо проводить?
— Человек легче адаптируется к новому процессу, если он понимает, зачем ему это нужно, понимает, как новая система облегчит ему жизнь и, соответственно, принесет больше удовольствия от работы. Также важно, чтобы он сам принимал участие в разработке бизнес процесса.