Часто приходится слышать, что кризис — это путь к повышению эффективности. Она и есть главное лекарство. Но производной сокращения издержек является рост безработицы. Конечно, хорошо, когда в экономике постоянно повышается количество предлагаемых товаров и услуг. Сложнее, когда платежеспособный спрос отстает от предложения. Да, есть простая схема — жизнь в кредит. Но итог неизбежен: займы рано или поздно перестают погашаться, и пузыри лопаются.

Спору нет — «кровопускание» на нашем рынке труда необходимо. В последние годы наша экономика росла в том числе и за счет появления огромного количества лишних людей, которые даже не могли внятно объяснить самим себе, в чем их полезные функции. Растущая экономика это прощала, падающая — нет. Однако социальные риски безработицы также понятны.

Вот и борются две прямо противоположные тенденции. С одной стороны, сокращение сотрудников в рамках борьбы за эффективность. С другой — создание никому не нужных рабочих мест. Под любыми предлогами.

Кстати, происходит это не только у нас. Возьмем авиаперевозки, которые привлекли к себе внимание целой серией катастроф. Еще до кризиса в ряде западных аэропортов решили переложить часть функций на пассажиров. Например, ввели самостоятельную регистрацию на рейсы. Правда, все равно приходилось сдавать на стойке свой багаж. Но борьба за эффективность продолжалась. Появились новые опции — пассажиры сами стали клеить багажные бирки и только потом несли чемоданы на транспортер. Кризис продолжил благое дело повышения эффективности. Один дискаунтер рассматривает вариант доставки багажа самими пассажирами к трапу самолета. Дальше, думаю, перейдут к сокращению бортпроводниц — даже платное питание вряд ли окупит их зарплату, а лекции по безопасности, как мы видим, помогают редко. Платные же туалеты вполне могут работать с купюроприемниками.

Параллельно мы видим и прямо противоположные действия. Новые меры безопасности полетов увеличили число занятых в этом сегменте. В аэропортах появились консультанты, которые помогают вам самостоятельно сделать электронную регистрацию (т. е. одну профессию просто заменили другой). Есть и наше ноу-хау — в рамках борьбы со свиным гриппом у людей в самолетах по прибытии либо измеряют температуру, либо заставляют заполнять странные анкеты (которые потом кто-то обрабатывает). Скоро ждем роста числа таможенных работников — они будут искать в наших сумках вещи, которые можно было бы обложить пошлиной.

В общем, лишние люди у нас есть. А у государства есть опыт в деле создания искусственной занятости. Свидетельством этого является рост численности некоторых профессиональных корпораций (чиновников или ряда групп силовиков). Даже борьба за инновации пока идет в этом русле: не берут в милицию — иди в нанотехнологи. Но ведь и общественный запрос на такую политику, увы, весьма силен. Рассказы про толпы желающих открыть свой бизнес уже утомили — на запись в милиционеры очередь почему-то больше.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments