Судя по обострившейся конкуренции за лучшие торговые помещения, потребительский рынок выходит из кризиса. Наибольшую активность проявляют торговцы одеждой и общепит.

В этом году впервые с начала кризиса арендаторы стали говорить о нехватке подходящих торговых площадей. Сеть Coffeeshop вместо запланированных 18 кофеен открыла лишь 14. План не выполнен из-за дефицита торговых площадей, жалуется гендиректор ООО «Кофе сэт» (франчайзи Coffeeshop) Максим Макшанов. Конкуренты в поиске помещений — общепит и продавцы лотерей, рассказал он. Число кофеен, по его оценке, в этом году выросло на 15%.

Сеть Subway в Петербурге за год выросла с 9 до 13 точек, а в России — с 82 до 160, рассказывает Татьяна Богомякова, консультант по развитию бизнеса «Сабвэй Раша сервис компани». По ее мнению, открытие торговых центров Stockmann и Galleria улучшили ситуацию с торговыми площадями в Центральном районе, но на Петроградской стороне и Васильевском острове качественные помещения найти по-прежнему сложно.

В 2010 г. «Мэлон фэшн групп» развивалась очень агрессивно, говорит ее PR-менеджер Ирина Староверова. В Петербурге открылась 21 точка. Сеть магазинов в России и на Украине увеличилась вдвое — до 500, в том числе за счет покупки 98 точек продаж Springfield, Women’s Secret, Colours & Beauty, около четверти магазинов — франчайзинговые, уточняет она. Лишь 30% магазинов открылись в новых ТЦ, остальные — в уже существующих. Открытие двух торговых комплексов в центре насытили этот район коммерческой недвижимостью, но в других районах потенциал еще есть, новых торговых центров не строится, говорит Староверова.

В этом году сегмент торговой недвижимости выходил из кризиса, ставки росли, особенно в сегменте стрит-ритейла, рассказывает директор по развитию бизнеса Astera Людмила Рева. Директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина называет трендом этой весны выход на рынок бывших игровых операторов, начавших развитие нового бизнеса — интернет-кафе и развлекательных зон.

По словам Ревы, рынок еще не вернулся к перегретому состоянию 2008 г. Собственники торговых помещений повернулись лицом к арендатору, теперь арендаторы решают, какой центр выбрать, говорит эксперт. В среднем в торговых комплексах вакантно около 15% площадей, в успешных — не больше 5%, подсчитала Рева.

По данным Astera, ставки аренды в торговых комплексах выросли незначительно — в ликвидных объектах примерно на 3% с начала года, в стрит-ритейле — на 10%, а для самых ликвидных объектов — на 17%. По тем же данным, средняя стоимость аренды торговых помещений недалеко от метро — 1500-3500 руб. за 1 кв. м в месяц.

В этом году ставки повысились, подтверждает Староверова. Но «Мэлон фэшн», по ее словам, заключает долгосрочные договоры. По наблюдению Богомяковой, ставки растут без остановок с начала года. «Высокие ставки готовы платить сети, развивающиеся самостоятельно, им важно тянуть нерентабельные имиджевые точки», — отмечает она. Для Subway, которая развивается только по франчайзингу, важно, чтобы каждая точка приносила прибыль владельцу с первого дня работы, говорит она.

Невский проспект остается зоной первоочередного интереса со стороны операторов общепита и одежды, на них приходится примерно по 30% заявок, рассказывает Рева. Вместо магазина Dolce & Gabbana на углу набережной канала Грибоедова и Невского открылась Coffeeshop, другая точка этой сети сменила магазин Puma на Невском, 100, вместо мехового салона «Лена» на Невском, 50, — чебуречная «Брынза», говорит Лапина. Банк «Восточный экспресс» открыл отделение на Невском, 107, брокер сделки — АРИН. На Невском появились магазины H&M, Oggi, Zara, отмечает Лапина. В середине года участники рынка ждали выхода на главную магистраль продуктовых ритейлеров, в результате открытия двух крупных торговых центров продуктовый сегмент пополнился, но в тенденцию это не переросло, говорит Рева. Для продуктовых магазинов на Невском слишком дорогая аренда, объясняет представитель одной из сетей.

Ставки на Невском начинаются с 4000 руб. в месяц (в районе Староневского проспекта) и достигают 8000-10 000 руб. за 1 кв. м в центральной части, а еще полгода назад там можно было снять помещение за 4000 руб. за 1 кв. м в месяц, добавляет Рева. Ротация арендаторов на Невском была всегда, с открытием Stockmann и Galleria она может усилиться, полагает Староверова.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments