Минпромторг разработал новую редакцию стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации. Первое обсуждение документа состоялось в июне — в ходе рабочей поездки в Ростовскую область Дениса Мантурова, министра промышленности и торговли РФ.

Своими приоритетами в сфере легпрома Минпромторг обозначил выстраивание технологической цепочки синтетических материалов, создание условий для частичной локализации производства швейной и обувной продукции, а также поддержку развития отечественных брендов и минимизацию "серого импорта", нелегального производства и оборота товаров легкой промышленности на потребительском рынке.

Первый шаг

Как отметил Денис Мантуров, инвестиции в легкую промышленность выросли за год почти на 50% и достигли 13,7 млрд рублей. А вот с кредитными ресурсами в отрасли беда — их привлечено всего на сумму 1,8 млрд рублей. "Для решения задач по увеличению спроса на российскую продукцию помимо госзакупок необходимо использовать те процессы импортозамещения, которые мы запустили по всем секторам, чтобы выйти на рынки смежных отраслей. Конечно, это потребует создания новых видов технического текстиля, кожи, нетканых материалов и реализации соответствующих инвестиционных проектов. Поддержку им мы обеспечим через Фонд развития промышленности", — пообещал Денис Мантуров.

Свою лепту в эту поддержку фонд действительно внес. Так, на недавнем заседании его Наблюдательного совета были приняты предложения о корректировке программы поддержки инвестпроектов в легкой промышленности. По мнению членов Наблюдательного совета, обновленная программа учтет текущую экономическую конъюнктуру и даст возможность расширить пул потенциальных заявителей за счет средних компаний. Теперь предельная величина выдаваемых фондом льготных займов на осуществление проектов увеличена с 300 млн рублей до 500 млн рублей, требование к целевому объему продаж заменено с фиксированной суммы на пропорциональное — 50% от суммы займа, а предельная доля допустимых расходов на технологическое оборудование в ходе реализации проекта увеличена до 80% займа. "Решение о корректировке этой нормы было принято после анализа заявок, поступающих в Фонд развития промышленности. У большинства проектов существенная доля инвестиций предполагает затраты на технологическое оборудование, в то время как расходы на разработку нового продукта составляют значительно меньшую долю от общей суммы реализации проекта", — пояснили в Минпромторге.

Кроме того, чтобы снизить ставки по кредитам, Минпромторг прорабатывает с Минэкономразвития и Агентством кредитных гарантий возможность включения предприятия легкой промышленности в число получателей гарантийной поддержки.

Нерадостные показатели

Эти заботы не праздные. По данным Александра Шохина, главы Российского союза промышленников и предпринимателей, для многих российских предприятий легкой и текстильной промышленности сегодня очень остро стоит проблема выживания в новых экономических реалиях. При этом производствам еще необходимо думать о возможностях дальнейшего развития. Продукция легкой промышленности — самый большой розничный рынок среди всех непродовольственных товаров, но пока что лишь 25% его объема составляют товары отечественного производства. Правительством России поставлена цель в течение пяти лет довести этот показатель до 40%.

"Речь идет об импортозамещении в условиях конкуренции, об экспортоориентированном импортозамещении", — подчеркнул Александр Шохин. Он уверен, что для того, чтобы научиться конкурировать на внутреннем рынке, нужно конкурировать с ведущими мировыми производителями и потеснить их на международных рынках, находя свои ниши. "Стратегия роста отрасли зависит от двух основных направлений, — пояснил Андрей Разбродин, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности. — Первое — это то, что касается наших профессиональных знаний и навыков, второе — вопросы, лежащие в плоскости самоуправляемости отрасли, совершенствования инструментов и методов анализа принятия решений, инструментов контроля и доведения их до логического результата".

Пока что показатели отрасли экспертов не радуют. К примеру, по данным Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, с начала 2015 года в стране закрылось около 7% точек по торговле одеждой и обувью. Среди основных причин сокращения количества таких магазинов в организации называют рост арендных ставок на фоне падения потребительского спроса и общей экономической ситуации. Усугубляют ситуацию значительный рост цен на импортное сырье, дефицит собственных оборотных средств и высокая стоимость кредитов, рост тарифов естественных монополий, а также сохранение давления нелегального конкурирующего импорта и контрафактной продукции.

Резко сократились в России и объемы производства предприятий легпрома. По итогам I квартала падение отмечено во всех его подотраслях. В меньшей степени — в текстильной и кожевенной, здесь показатели снизились всего на 6%, в большей степени — в обувной и швейной, падение зафиксировано на уровне 19% и 32% соответственно.

Стать приоритетными

Рецепт поддержки отрасли уже выписан — причем самими ее игроками. Еще в мае Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности направил письмо премьер-министру России Дмитрию Медведеву, в котором представил свое видение "спасения утопающего".

По мнению экспертов, основная проблема, с которой сегодня столкнулись предприятия легпрома, — отсутствие возможности получить доступные кредиты для пополнения оборотных средств и реализации инвестиционных проектов. Как отмечают специалисты, отрасль не является приоритетной для банковской системы, и это создает серьезные трудности с кредитованием предприятий текстильной и легкой промышленности. В качестве одной из мер поддержки легпрома авторы обращения предлагают уполномочить один из системообразующих банков страны обеспечить финансирование предприятий и организаций текстильной и легкой промышленности. Еще один путь — создать для легпрома отдельный банк.

Как поясняют специалисты, этот шаг позволит оптимизировать систему финансирования отрасли, создать вертикально-интегрированную организацию, способствующую развитию легкой промышленности, ее модернизации и созданию высокоэффективных, инновационных предприятий, способных конкурировать на мировых рынках, в том числе высококачественной продукцией специального и технического назначения. В целях ускоренной модернизации отрасли правительству предлагается рассмотреть возможность отчисления 30–40% от импортных пошлин на продукцию текстильной и легкой промышленности в отраслевой уполномоченный банк.

В том, что для отрасли действительно удастся создать отдельный банк, сомневаются многие эксперты. Другое дело — уже действующие организации. "Фонд развития промышленности может выдавать займы под 5% годовых на 10 лет. И 20 миллиардов рублей на эти нужды уже выделено. Однако многие предприятия даже не знают, как правильно заполнить форму для получения такого кредита. Разъяснительная же работа с предпринимателями не ведется", — отметил Павел Дорохин, заместитель председателя комитета по промышленности Госдумы РФ.

Также отраслевики предложили премьер-министру ввести запрет на закупку товаров текстильной и легкой промышленности, изготовленных из иностранных материалов и комплектующих, для компаний с государственным участием. "С учетом успешного опыта импортозамещения материалов для гособоронзаказа можно с уверенностью утверждать, что обеспечение заказа компаний с государственным участием исключительно товарами легкой промышленности из российских материалов снимет зависимость от импорта стратегически важных отраслей, оградит ведущие предприятия страны от некачественной продукции, повысит уровень охраны труда, позволит развивать инновационные направления", — говорится в обращении. Дать импульс к развитию отрасли способен и специальный реестр предприятий и организаций текстильной и легкой промышленности Российской Федерации.

По мнению авторов обращения, в условиях снижения тарифной защиты отрасли в рамках присоединения России к ВТО необходимо предусмотреть в федеральном бюджете финансирование на 2017 год. В утвержденном бюджете РФ, как отмечается в обращении, никаких средств на эти цели не предусмотрено. "Системное недофинансирование отрасли является очень серьезной проблемой, которая не решается годами", — подчеркнул Павел Дорохин.

Алексей Майоров, первый заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации, отметил: одна из главных проблем заключается в том, что отечественная продукция легкой промышленности не конкурентоспособна по сравнению с товарами не только из Европы, но и из Азии. "Нужно вывести из налогообложения средства, которые идут на модернизацию производства, — предложил сенатор. — Если мы говорим о предприятиях легкой промышленности, в основном это малый и средний бизнес. И для них такое решение будет действенной поддержкой".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments