Музыка в моллах не всегда звучит на законных основаниях. Не попадают в ноты участники «трио»: игроки рынка торговой недвижимости, поставщики музыки и отстаивающие интересы правообладателей ведомства. После вступления России в ВТО шансы девелоперов и ретейлеров понести уголовную ответственность или быть оштрафованными за нелегальное использование аудиоконтента угрожают резко возрасти.
Собственники и арендаторы моллов порой забывают, что музыка — это не только важный элемент брендинга и маркетинга, но и объект авторского и смежного прав. Редкий участник сегмента торговой недвижимости осуществляет аудиовещание в общих зонах ТРЦ и точках продаж полностью легально. Причины кроются в непонимании ценности интеллектуальной собственности, незнании буквы закона и в переменной активности надзорных органов. Как известно, незнание не освобождает от ответственности, а рука Фемиды рано или поздно может дотянуться до каждого представителя рынка.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, публичное исполнение треков допускается без разрешения правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения. Сборы осуществляются аккредитованными государством организациями по управлению правами на коллективной основе: авторские права подведомственны Российскому авторскому обществу (РАО), смежные — Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В первом ведомстве уверяют, что крупные торговые точки обеих столиц предпочитают использовать легальный контент. «Если мы возьмем за 100% категорию пользователей «торговля», например в Москве, то более 50% из них имеют лицензионные договоры с РАО, в том числе такие сетевики, как «Леруа Мерлен», IKEA Shopping Centres Russia, Stockmann, adidas и др. В отношении остальных пользователей ведется разъяснительная работа», — говорит пресс-секретарь РАО Марина Мурадова.
Как показал опрос «МОЛЛа», многие региональные игроки рынка, взаимодействующие с РАО, даже не имеют представления о том, что такое ВОИС. Генеральный директор организации Андрей Кричевский на вопрос о масштабах проблемы четкого ответа не дает: «На сегодняшний день основная проблема — до сих пор встречающийся правовой нигилизм среди плательщиков вознаграждения. Некоторые пользователи игнорируют нормы закона, вынуждая нас обращаться в органы правопорядка. Хочу особо отметить, что регулярные добровольные взносы значительно меньше тех выплат, к которым обязывает нарушителей суд».
Начало цивилизации?
Вступление России в ВТО дает надежду на совершенствование системы регулирования и защиты авторских и смежных прав. Теперь страна обязана руководствоваться Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). По оценкам юристов, отечественное законодательство в целом соответствует ТРИПС, но практика применения законов хромает. Представители компаний-поставщиков аудиоконтента для ТРЦ и ретейлеров уверяют, что правительство непременно будет совершенствовать и теорию, и практику, дорабатывать ГК РФ, повышать штрафы для нарушителей. Подчеркнем, что официальных заявлений о готовящихся правках в законодательство пока не последовало.
В РАО и ВОИС считают, что действующая мера ответственности за неправомерное использование музыкальных произведений достаточно сурова, и не ратуют за ее ужесточение. В 2008 г. была введена в действие четвертая часть ГК РФ, регулирующая отношения в сфере интеллектуальной собственности. Были установлены новые формы управления правами на коллективной основе, введено государственное регулирование системы организаций, управляющих правами авторов и иных обладателей прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для нарушителей помимо гражданско-правовой ответственности статьей 7.12 КоАП установлена административная ответственность, а статьей 146 УК РФ — уголовная. Согласно УК, незаконное использование объектов авторского или смежного прав наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо, что самое неприятное, лишением свободы на срок до двух лет. Статья 130 ГК РФ гласит, что в случае нарушения исключительного права на произведение правообладатель может требовать от нарушителя выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда, или в двукратном размере стоимости права использования произведения.
Представители РАО и ВОИС отмечают, что после вступления России в ВТО их полномочия останутся прежними. Будет ли усилен контроль со стороны правоохранительных органов, им неизвестно.
По мнению генерального директора VMA Public Sound Карена Мирзояна, игроки рынка понимают, что наступает цивилизация, и в целом платить за легальный репертуар готовы, но пугаются сложности процесса. «Девелопер платит деньги, а взамен получает трудности: ему необходимо найти юриста для сбора пакета документов в РАО и ВОИС, в этих организациях могут возникнуть проволочки, нужно найти специалиста по подбору музыки, организовать систему вещания, составлять отчеты о транслируемых треках, платить правообладателям и т. д.». Все эти проблемы призван решать растущий рынок подрядчиков, в числе игроков которого DigiSky Group, «Кубик Медиа», VMA Public Sound, «МузКафе», VSV Media и мн. др. Среди поставщиков аудиоконтента есть компании, весьма активно нарушающие законодательство. «В переговорах потенциальные клиенты нередко говорят: «Вы далеко не первый подрядчик, с которым мы обсуждаем возможности сотрудничества, но о том, что ВОИС нужно платить, мы слышим впервые». Все пытаются как-то зацепить клиента, сказав ему, что платить не надо», — возмущается генеральный директор DigiSky Group Владимир Козлов. В РАО и ВОИС черные списки подрядчиков не раскрывают, а сами участники индустрии говорят о коллегах по цеху только шепотом. Отметим: если поставщик музыки оказался недобросовестным, то ответственность по суду ляжет на пользователя — девелопера, ретейлера. И только по регрессному иску он может взыскать с подрядчика.
Экономия на Royalty
Легальный способ не тратить бюджет на РАО и ВОИС существует. Девелоперы и ретейлеры могут сэкономить, используя так называемую royalty-free-музыку — аудиоконтент, правообладатели которого изъяли 100% своих прав из указанных организаций. РАО и ВОИС уполномочены защищать интересы даже тех субъектов, с которыми у них не подписан договор. Если субъект предпочитает самостоятельно управлять собственными правами, он обязан пройти процедуру их изъятия, описанную в ГК РФ. Практически все подрядчики наряду с репертуаром РАО и ВОИС предлагают royalty-free-каталоги. Пользователи покупают у создателя треков лицензию на их публичное вещание, т.е. платят только один раз и, как правило, символическую сумму.
Сегмент музыки без отчислений — это благодатное поле для мошенничества. Произведения royalty-free, оформленные в строгом соответствии с ГК, — это редкость. В создании произведения обычно задействовано несколько сторон: авторы и соавторы музыки и текста, исполнители, производители фонограмм и др. У каждого из них может быть разная доля royalty и каждый должен полностью изъять свои права. Выполнено ли это достаточно трудоемкое условие на практике, подрядчики проверяют далеко не всегда.
Востребованным артистам, безусловно, экономически нецелесообразно отказываться от услуг РАО и ВОИС. Royalty-free-репертуар, предлагаемый звуковещателями, как правило, включает изготовленные на скорую руку творения неизвестных авторов. «Качество музыки royalty-free зачастую чудовищно, — рассказывает Владимир Козлов. — У нас такая музыка есть. Ее сделал мальчик на компьютере, текста нет, исполнителя, соответственно, тоже. Таким образом, у него было 100% прав, которые он изъял из РАО и ВОИС. Например, в «О’Кей», где качество музыки — вопрос не особо принципиальный, отказались это покупать». Подрядчики зачастую берут чужие треки, обрабатывают их в студии и выдают за новое произведение. Как уверяют представители индустрии, на рынке порядка 95% аудиоконтента, сделанного на основе украденных песен.
Первое, что предлагают клиенту многие компании-поставщики, — это дешевая royalty-free-музыка. Подрядчики ввели стереотип, что подобная неузнаваемая фоновая музыка — идеальный вариант для ТРЦ и магазинов, так как не раздражает посетителя и не отвлекает внимание от шопинга. Такие утверждения абсурдны. Очевидно, что только качественный, подобранный под целевую аудиторию контент может способствовать формированию лояльности клиентов.
По словам генерального директора «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» Булата Шакирова, в моллах компании играет только royalty-free-репертуар. В IKEA Shopping Centres Russia, пользующейся услугами DigiSky Group, уверяют, что в комплексах сети «МЕГА» royalty-free-контент не используется. В ТРК «Метрополис» раньше траслировались треки, написанные специально для молла. Сегодня УК работает с «Кубик Медиа», используя уже готовую музыку. «Однако это не треки известных исполнителей, так как в этом случае никакого маркетингового бюджета не хватит на отчисления РАО и ВОИС. Наша позиция такова, что контент не должен привлекать внимания, но должен создавать настроение», — рассказывает менеджер «Метрополиса» по краткосрочной аренде Ксения Аксенова. Директор подрядчика VSV Media Вреж Мкртчян отмечает, что компания на сегодняшний день предлагает только популярные треки. Услугами звуковещателя пользуются сеть кинотеатров «Пять звезд», ТРК «Лето» в Санкт-Петербурге, «Юнимолл» на Новой Риге, на стадии подписания находятся договоры с комплексами «Гостиный двор» в Туле и «Красный кит» в Мытищах.
Некоторые опрошенные «МОЛЛом» подрядчики, предлагающие, в частности, royalty-free-контент, уверяют, что будут скорее лоббировать снижение ставок РАО и ВОИС, чем пропагандировать некачественную фоновую музыку. Представители индустрии уверены, что, если девелоперам и ретейлерам предложить более комфортные финансовые условия по популярной музыке, они быстро осознают маркетинговые преимущества популярного репертуара.
Ставки на хиты
Поставщики аудиоконтента прогнозируют, что по мере развития рынка, роста количества плательщиков взносов официальные ставки РАО и ВОИС будут понижаться в сторону реальности. Текущий уровень тарифов продиктован необходимостью собрать с небольшого количества пользователей приличную сумму.
В аккредитованных ведомствах данный прогноз не подтверждают, отмечая лишь, что уровень тарифов в России и странах Европы соразмерен. «Ставки принимаются советом ВОИС, членами которого являются сами правообладатели — известные и заслуженные деятели культуры и искусства, представители звукозаписывающей индустрии. Сегодня ставки позволяют соблюдать оптимальный баланс интересов пользователей и правообладателей, учитывают экономические критерии и показатели; они сбалансированы и в определенных видах использования значительно ниже, чем в других странах», — комментирует Андрей Кричевский. В качестве примера Марина Мурадова приводит тарифы для сегмента общепита в рублевом эквиваленте. Так, собственник кафе на 30 посадочных мест в Москве платит ежемесячное авторское вознаграждение в размере 1560 руб., в регионах России — 1170 руб., владелец кафе до 30 мест в Париже — 4040 руб., в провинции Франции — 2137 руб., кафе в Польше на 24 места — около 1000 руб.
Поставщики аудиоконтента уверяют, что если проводить всестороннее сравнение ставок по разным типам объектов, то картина получится иная. Как утверждает Владимир Козлов, ставки на публичное вещание в российских объектах торговли примерно в два-четыре раза выше тарифов за аналогичный вид использования во многих странах Европы. Подрядчики также подчеркивают, что не следует путать официальные ставки с реальными. «Если взять 300 посадочных мест в кафе и заплатить за каждое по 65 руб., то получится примерно по 20 тыс. в месяц отчислений в РАО и ВОИС. Ресторанные холдинги не готовы на такие траты и в итоге договариваются на ставку в размере 4 руб. за место», — рассказывает топ-менеджер компании-провайдера, пожелавший остаться инкогнито.
«РАО и ВОИС снижают ставки в случае, если мы говорим, что у нашего клиента несколько объектов и он готов платить строго определенную сумму. Например, сети «Новый «Детский мир» за 42 магазина выставили 45 тыс. руб. Это общая сумма в две организации», — делится Карен Мирзоян. Практика формирования тарифов на основе индивидуальных договоренностей порождает недоверие девелоперов и ретейлеров, которые не понимают, почему конкуренты за аналогичные объекты платят меньше.
Звуковещатели уверяют, что РАО и ВОИС зачастую не повышают клиенту размер отчислений в течение многих лет, опасаясь его потерять. Другой вариант — аккредитованные ведомства не могут это сделать технически, соглашаясь на заключение долгосрочного контракта с жестко фиксированной суммой на весь срок его действия.
Подводя итоги, можно констатировать, что, несмотря на обилие проблем в сфере защиты интеллектуальной собственности, общий тренд идет в сторону правильного использования медиапространства. Число законопослушных девелоперов и ретейлеров растет, рынок поставщиков музыки становится шире и цивилизованнее, РАО и ВОИС стали работать эффективнее — в частности, научились доказывать и выигрывать суды. А вы заплатили РАО и ВОИС?