Одна из самых известных дизайнеров одежды в Самарской области, создатель и собственник сети магазинов Dolls and Dollars и Masha Goryacheva — Мария Горячева открыла в Самаре "Дом мод" и рассказала, почему стоит расширять бизнес в кризис, где брать вдохновение и хороших работников и почему раскройная машина важнее участия в "неделе мод".
— Как вы начинали свой бизнес? И почему заняли именно эту нишу?
— Женщина должна оставаться женщиной. Я всегда говорю девушкам, которые приходят ко мне в джинсах: "Когда вы встретились со своим мужчиной, неужели вы понравились ему в штанах? Или в спортивном костюме?". Безусловно, я тоже ношу спортивный костюм. Все зависит от ситуации. Но мужчины любят нас в платьях. Поэтому 99% нашей продукции – это платья: женственные, элегантные, струящиеся.
Почти девять лет назад мы открыли свой первый магазин в ТЦ "Захар". Это была даже не секция, а половина секции. Мы продавали одежду, которую привозили из-за границы. Я сразу оформила интерьер магазина, и он стал красивым и уютным. Людям это понравилось, им хотелось у нас бывать чаще, оставаться дольше. И мы поняли, что люди нуждаются в чем-то новом. Нам не нужно быть как все, и продавать то же, что и все. Купить и перепродать – это не наша история.
Открыть побольше магазинов, заработать денег и жить на Гавайях – это не бизнес-план. Мы девять лет думали о создании "Дома мод". Теперь наша мечта осуществилась. То, что вы видите — еще не конечный вариант. Планируем открыть здесь парикмахерскую, большую детскую зону. Хотим, чтобы это было такое место, куда женщина приходит и чувствует себя женщиной. Она забывает про работу, домашние проблемы, про то, что мужу нужно погладить брюки. И посвящает это время себе. Женщина, прежде всего, должна любить себя. Если такое случилось, она может дарить свою любовь всем вокруг.
— Какие сложности возникают у дизайнера в провинции? Самара, как ни крути, провинция…
— Никаких сложностей у меня, как дизайнера, не возникает. Мы в городе одни. Ниша не занята. Если раньше нас спрашивали, про конкуренцию с Mango или с Кирой Пластининой, то теперь таких вопросов не возникает. У нас своя ниша и своя философия. Есть другие вопросы – например, сложность с набором персонала. Потому что швея — это вымирающая профессия. Но это не проблема дизайнера. Это проблема фабрики, производства.
— У вас сегодня четыре магазина в Самаре, один в Тольятти. Планируете расширять сеть?
— Планируем, когда позволит наше производство. А это произойдет, когда мы наберем нужное количество работников. Процесс длительный, потому что ищем профессионалов. Принципиально не берем мастеров из ателье – они работают совсем в другом темпе. Если закажете юбку в ателье, ее будут шить минимум неделю. Наши мастера сдают изделие за один день, работают от звонка до звонка. 70% наших сотрудниц в советское время работали в "Доме моделей", который после развала Советского союза был разрушен. Эти "золотые руки" мы бережем. К сожалению, сейчас уже так не учат. Молодые девочки не хотят сидеть за машинкой и шить — не модно. Не хочет девушка писать в Instagram, что она швея.
Но и этот вопрос решаем: хотим открыть свою школу, после которой будем трудоустраивать выпускников на наше же производство. Есть планы обучать детей с ограниченными возможностями. Очень много людей со слуховыми нарушениями очень хорошо шьют.
— Хорошая ткань тоже делает наряд. Кто Ваши поставщики тканей?
— Закупаем ткани по всему миру. К сожалению, в России очень мало текстильных фабрик. Мы работали с Екатеринбургом, когда отшивали школьную форму для академии Наяновой, потому что для этого нужны специальные сертифицированные ткани. Но, в целом, российские производители никак не могут конкурировать с турецкими, китайскими, арабскими и, тем более, европейскими. Кроме того, российские производители устанавливают такие высокие цены, что готовая продукция будет стоить слишком дорого.
Что бы найти нужное, я постоянно езжу на выставки. Общаемся с поставщиками в on-line режиме каждый день. Курьерские службы привозят нам образцы с фабрик, распложенных в десятках городов.
В планах нашего развития – производить ткани самостоятельно. Я даже не говорю о том, чтобы их ткать, речь идет только о покраске. Но и это непросто. Машины для нанесения рисунка на ткань стоят очень больших денег. Но нам очень хочется организовать и такое производство.
— Расскажите о структуре бизнеса.
— У нас есть производство: "Дом мод Маши Горячевой", где каждый день отшиваются новые платья. Затем продукция развозится по нашим магазинам. В Тольятти – это один огромный магазин на 250 квадратных метров, где собраны и "люксовая" линейка и линейка масс-маркета. В Самаре три магазина масс-маркета и один бутик в центре города. Здесь, на фабрике, находятся и фото-студия, шоу-рум и все производственные цеха: конструкторские, цеха закройки, склад.
— А сами через Интернет работаете?
— Конечно. У нас очень много иногородних клиентов. Есть девушки, которые жили здесь, а потом уехали в Москву учиться или вышли замуж, уехали в Париж. Куда мы только не высылаем наши платья.
— Кризис сказался на вашем бизнесе?
— Безусловно. Кризис очень сильно повлиял на закупочные цены. Все резко стало очень дорого. Импортозамещение в России еще не дошло до сферы производства тканей. Но в этот раз нам было легче. В первый кризис, 2008 года, мы потеряли 70% наших мастеров, потому что были вынуждены задерживать зарплаты, у нас возникали сложности с закупками тканей. Был стресс. Но это был и опыт. В этот кризис мы не потеряли никого. И мы не подняли цены в наших магазинах. Для нас это было очень важно. Мы понимаем, что доллар и евро растут, а зарплаты у людей – нет. Да, мы где-то ужались. С кем-то договорились о рассрочке, где-то договорились о снижении аренды. Нашли варианты. Вчера ко мне приезжала Мария Сергеевна Воронина, основатель конфедерации деловых женщин Самары, которая сказала: "У любого бизнеса, который открывается в кризис, есть будущее". Я в это тоже верю.
— Вы привлекали инвесторов? Банковские кредиты?
— Инвесторов нет. Банковские кредиты брали. Но сейчас бизнес не закредитован, у нас нет долгов. Мы категорически против этого. В 2008 году мы, как и многие, опираясь на слухи, взяли кредит на миллион. И это было ошибкой. Отчасти из-за этого тогда потеряли половину наших мастеров. Взяли кредит и открыли еще один большой магазин. А дальше просто не потянули. Поэтому сейчас — никаких кредитов. В нашей стране это страшно. Теперь наше правило: заработал – покупай, не заработал – крутись, чтобы заработать.
— На ваш взгляд, в чем особенность ведения бизнеса в Самарской области?
Особенность бизнеса в любом городе такая: если ты хочешь, чтобы у тебя что-то было, работай. Это самое главное. Просто работай хорошо и честно. Если ты это делаешь, то вокруг тебя начинают появляться хорошие, честные люди, вокруг тебя начинают появляться единомышленники.
Мне, конечно, очень повезло. Основывала я бизнес одна. Три последних года мы работаем с супругом. Мы – сильная команда. Я – отвечаю за творчество, он – за финансы. Вместе мы уже многое сделали. И еще многое сделаем.
— В ближайшем будущем планируете участвовать в "Неделе мод"?
— Нет. Мы не хотим этого, потому что нам не с кем соревноваться. Для чего? Чтобы мы приехали в Самару, стукнули себя в грудь и сказали: "Здравствуйте! Мы вложили два миллиона рублей и поучаствовали в Mercedes-Benz Fashion Week в Москве"?
— Но ведь так и приходит известность?
— Когда я два месяца назад гуляла по центру с ребенком, я вообще не планировала никуда перевозить производство. Я просто шла и увидела на здании объявление "аренда". И так все быстро сложилось. У нас было это в планах – перевозить фабрику из "Биг Бена". Там мы занимали пять кабинетов на этаже, все время бегали между ними, хлопали дверьми — это очень неудобно. Но не планировали это делать так внезапно. Поэтому, если это нужно, если это вселенная послала- все случится. И известность тоже. Вопрос в том, чем мы платим за эту известность. Двумя миллионами? Мне вот конструкторская машина нужна за два миллиона, которая будет лекала делать. Вот это намного важнее. Слава? Меня знают мой муж и мой сын, мои девочки на фабрике. И это моя слава. Это важнее.
— Где вы черпаете вдохновение?
Меня вдохновляют люди. Не секрет, что 90% женщин – это женщины закомплексованные. Мне всегда хочется с помощью платья открыть душу женщины. Ведь внутри мы все смелые, сильные, красивые. Важно найти это внутри себя. У меня были случаи, когда женщины, стоя перед зеркалом в новом платье, начинали плакать: "Неужели это я?". А я отвечала: "Конечно, это Вы!".