В Москве только что завершилась традиционная Неделя моды — в ней принимали участие модельеры Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев. Этих одежных дизайнеров знают большинство жителей нашей страны. Но никто не знает ни одного дизайнера обуви из России. Почему?
Когда я однажды спросил знакомого итальянского обувщика Франческо Замбони, где он учился на дизайнера, он рассмеялся: "Это у вас в России учат дизайну, а у нас дизайнерами рождаются". И дед, и прадед Франческо делали обувь, он вырос в этой атмосфере.
К нам в "Обувь России" приходят много выпускников российских вузов, у которых в дипломе написано, что они дизайнеры, модельеры обуви и инженеры-конструкторы. Но по факту они только конструкторы. Они сильные конструкторы, знают особенности российской стопы, но они не дизайнеры. Поэтому в нашей компании шеф-дизайнером уже два года работает немец Томас Франк.
Отучиться пять лет в вузе недостаточно. Дизайн — это культура, традиции, которые формируются даже не десятилетиями, а столетиями. Для создания красивых вещей необходимо, чтобы человека с детства окружала красота, а не панельные пятиэтажки.
Мы в советское время были однородной серой массой. Наша одежда и обувь выполняли только утилитарные функции, никакой красоты, никакой моды. За 10-20 лет, прошедших после того периода, школа дизайна просто не могла появиться. Поэтому обувного российского дизайна — если мы не говорим о валенках — просто нет.
Эта ситуация характерна не только для России. В Китае, где производится почти 70% обуви в мире, дизайна тоже нет. Они его в идеале покупают или просто копируют. Впрочем, копирование лучших мировых коллекций с внесением небольших изменений — повсеместный тренд. Такая же ситуация с дизайном в Индии, Бразилии, Мексике, а все эти страны выпускают гораздо больше обуви, чем Россия.
И хотя десять лет назад почти все производство обуви низкого и среднего ценовых сегментов было перенесено в Азию, центром обувного дизайна осталась Европа. Европейские дизайн-студии сейчас имеют колоссальные объемы заказов от азиатских производителей.
В других сферах, где важны дизайнерские решения,— в одежде, автомобилях и пр.— у России тоже серьезный провал. Хотя с одеждой все-таки проще. Хотя бы потому, что одежду можно шить дома.
Есть ли надежда, что когда-нибудь россияне создадут узнаваемый в мире обувной брэнд? Конечно. Ведь мы все больше путешествуем, учимся за рубежом. Западный опыт плюс российская самобытность могут дать невероятный результат.