Выходцы из прославившейся в начале нулевых компании "Союз" берут под контроль рынок мелкой розницы, получив большинство мест под автолавки. Проигравшие автолавочники намерены бороться за свой бизнес.
В июле в Петербурге заработал новый порядок размещения нестационарной торговли через аукционы. Однако автолавки, торгующие хлебобулочными изделиями, мясной, молочной и рыбной продукцией, киоски прессы, ремонта обуви могли получить места без конкурса. Спустя несколько дней после приема заявок выяснилось, что не у дел остались действующие операторы рынка, работающие здесь по 5 лет, — ООО "Месье Патиссье", ООО "Буше", ООО "ПК Петербурженка", ООО "Балтийский хлеб", ООО "Ким Пэк", ООО "Лен Регион Продукт", IBP–GROUP ("Бабушкины пироги") и еще около 10 компаний.
Недовольные сложившейся ситуацией, они написали письмо губернатору Георгию Полтавченко. Производители, получившие отказ, готовят документы для исков в суд с требованием доработать систему подачи документов и критерии отбора победителей и главное — распределить места заново.
Заявки наперегонки
История с распределением мест под автолавки сопровождалась скандалом. Заявления от предпринимателей в комитете имущественных отношений (КИО) принимали в порядке живой очереди. За доступ к терминалу с номерками завязалась потасовка между службами безопасности компаний, рассказывает владелец "Месье Патиссье" Юрий Хононов. Для наведения порядка была вызвана полиция. Заявления смогли подать все. Но результаты кампании многих удивили. Участки под автолавки, как стало известно на совещании в КРППР, займут компании "Быстроежка" (основана Дмитрием Неведомским, сейчас ее совладельцы, по данным СПАРК, Маргарита Скрипченко и Иман Мурсалов), "Мастер-премиум" (владеет Елена Козельская) и другие, названия которых участникам этого рынка неизвестны. На запрос "ДП" об этих компаниях и количестве полученных ими мест КИО на момент подготовки материала не ответил. По некоторым данным, 23 адреса из 163 достались "Быстроежке". Официально объем рынка автолавок оценивают в 1,4 млрд рублей в год. Но реальные его показатели, говорят эксперты, могут доходить до 5,2 млрд — операторов рынка обвиняют в том, что они устанавливают до сотни несогласованных мобильных торговых точек.
Участники рынка и депутаты неоднократно замечали на городских комиссиях по потребительскому рынку гендиректора завода "Измерон" Павла Альтова, который до 2007 года возглавлял ООО "Союз" (см. "История вопроса"). Павел Альтов рассказывает, что сейчас "Союз" имеет всего 195 мест в Схеме размещения и компания не участвовала в битве за автолавки. По его словам, в ней приняли участие фирмы, которые входят в НП "Объединение малого и среднего предпринимательства в сфере мелкорозничной торговли "Северо–Западный регион". И некоторые из них смогли получить места благодаря работе юристов НП. "Этот рынок давно пока привести в порядок! — говорит Павел Альтов. — Известно, что недобросовестные владельцы автолавок заявляют одно количество машин, а стоит их в 2 раза больше. Что касается истории с очередью на подачу заявок — есть электронные данные с точностью до минуты — их надо обнародовать, чтобы снять вопросы".
По данным СПАРК, НП "Северо–Западный регион" связано с УК "Форум" Дмитрия Михальченко через замдиректора ООО "Союз" Олесю Островскую (см. "Связи ООО "Быстроежка" и ХК "Форум"). Сама Олеся Островская рассказала "ДП", что "Быстроежка" была единственной компанией, обратившейся в НП за юрпомощью, хотя союз готов поддерживать и другие малые компании.
Считаные дни
Пока "старые" автолавки работают на своих местах, но выселить их могут уже сейчас. По данным Юрия Хононова, договоры новых операторов действительны с 5 августа. Алексей Палади, гендиректор IBP–GROUP, подавал заявки на 39 лавок. Сейчас его компания выпекает 5 т хлеба в день и продает, как сказал гендиректор, через 25 автолавок. "Если бы у нас не было других бизнесов, мы бы обанкротились", — заключает он. От новых правил пострадали и те, кто только планировал обзавестись автолавками, узнав, что теперь для этого не нужно участвовать в торгах. Например, компания "СПб.Ферма" подала заявку на 46 участков и получила отказ, как и производитель готовой еды "Каскад", подавший 49 заявок и не получивший ничего.
В 2012 году объем рынка городской торговли с колес оценивали в 2,4 млрд рублей. На нем работали более 400 лавок, но тогда порядок их размещения был уведомительным. После появления Схемы размещения лавок осталось в 2 раза меньше. Сегодня, по словам владельцев автолавок, оборот одной мобильной точки с булочками составляет 600–700 тыс. рублей в месяц, с мясом и колбасами — до 1 млн рублей. Стоимость одной лавки на базе российского автомобиля — около 1,5 млн рублей, иностранного — от 2,4 млн, вложения в запуск точки обычно окупаются за 1–1,5 года.
Мобильный рынок
Для большинства небольших производителей автоторговля — возможность избежать невыгодных контрактов с ретейлерами и напрямую продавать товар потребителю. Для многих (например, "Месье Патиссье", "Петербурженка") это был основной канал сбыта. После потери участков компаниям придется полностью менять структуру бизнеса. Андрей Михальчонок, директор по продажам "Петербурженки", рассказывает, что теперь предприниматели ждут вердикта губернатора. "В регламенте распределения участков нет ни слова о том, что преференции получают производители, — добавляет Андрей Михальчонок. — Хотя устно чиновники об этом говорили не раз".
Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, предполагает, что структуры, аффилированные с Дмитрием Михальченко, помогают занимать места дружественным владельцам лавок. "Я уверен, что протестующие производители смогут вернуться на свои места через какое–то время за определенную плату, несмотря на то что субаренда запрещена законом", — говорит он.