Устав от рабочей рутины, многие хотят сменить не просто одну компанию на другую, но заняться чем-то иным, даже если пока непонятно, чем именно. Узнали, что делать в таком случае.
Как понять, куда идти
Виктория Филиппова, партнёр Cornerstone, коуч ICF:
Один из основных трендов на рынке труда сейчас — интерес со стороны работодателей к чётким, понятным, специализированным профилям соискателей. И соответственно снижение интереса к тем, у кого в резюме написано "общее руководство", "менеджмент", "управление", "курирование" и тому подобное. Работодатель хочет получить специалиста с определёнными навыками для выполнения определённых работ. Поэтому нужно прежде всего понять, какие навыки у вас являются ключевыми, в какой области знаний вы сильны, какие проекты вели и что делали в них. Я своим клиентам на коучинг даю такой совет: представьте, что вы делаете бизнес-модель себя (то есть что вы — товар, который предлагаете работодателям). И тогда кто ваши целевые аудитории "потребителей" (работодателей)?
Желательно выделить именно несколько целевых аудиторий. Например, строительные компании, системные интеграторы, компании по продаже оборудования и тому подобное. Стоит задать себе вопрос, что уникального и привлекательного эти отдельные целевые аудитории могут увидеть в вашем опыте и профиле. В чём состоит ваше ценностное предложение для каждого из них? Резюме придётся тюнинговать под каждую категорию работодателей.
Далее нужно разобраться с собственными хотелками и постараться понять, что вам самому интересно, что вдохновляет, что побуждает работать даже в условиях скромной зарплаты и переработок, приносит удовольствие от труда? Можно пойти от обратного и понять, чего бы вы точно не хотели делать на новой работе, то есть сформулировать мотивацию "от": не хочу тотального контроля со стороны руководства, рутинных, монотонных операций или, наоборот, непредсказуемости, быстро меняющейся обстановки, отсутствия правил и иерархии. Разобравшись с такой мотивацией "от", можно вычеркнуть из списка компаний-целей те, у которых нежелательные условия и процессы.
Как изменить специализацию
Анастасия Завгородняя, ведущий консультант рекрутинговой компании Antal Russia:
Если вы решили сменить профессиональную деятельность, нужно задать себе несколько вопросов. Куда и зачем вы уходите? Что вам не нравится в текущей работе и что вы хотите получить от новой профессии или индустрии? Также будьте готовы отвечать на вопрос "почему?", который вам непременно зададут на собеседовании. Любой опытный рекрутер обратит внимание на резкую смену направления в развитии вашей карьеры, поэтому вы должны чётко ответить и для себя, и для окружающих, с чем связано ваше решение.
Следующий этап — определить, сколько ресурсов вы готовы инвестировать в смену вашей деятельности. Чем кардинальнее вы хотите изменить карьеру, тем больше вам понадобится потратить на это времени и денег. Вам предстоит чему-то заново учиться, набирать опыт, возможно, записаться на курсы или даже пойти получать второе высшее образование. К тому же вы должны быть готовы к тому, что при переходе в новую сферу ваш доход уменьшится.
При поиске работы вы можете отталкиваться от конкретных компаний, где бы вы хотели работать. Также вы можете ориентироваться на интересную для вас индустрию или функционал. Определите для себя, чем бы вам хотелось заниматься: анализировать, продавать, внедрять новые решения? Если вы не знаете, как будет называться ваша новая профессия или в какой индустрии вы ищете работу, отталкивайтесь от вашего опыта и навыков. Ищите вакансии, где может пригодиться то, в чём вы сильны, например, позиции, где требуются аналитические способности или умение управлять командой.
Помните, что самое важное для работодателя — то, как с помощью своего опыта и навыков вы сможете принести пользу компании. Подумайте, что вы можете предложить рынку, как сможете применить свой опыт на новой позиции, которая вас заинтересовала.
Выбрав интересные вакансии, на которые вы хотите откликнуться, ищите зацепки — то, что как-то свяжет ваш опыт с потребностями потенциального работодателя. В вашем отклике должен присутствовать здравый смысл. Если рекрутер видит, что опыт человека вообще никак не перекликается с деятельностью компании, ваше резюме рассмотрено не будет. Вы можете дополнительно указать, почему вы подходите для выбранной вакансии, в сопроводительном письме. Причём это должно быть тезисно, никто не читает длинные рассказы.
От менеджеров по продажам часто можно услышать "мне не важно, что продавать", но работодатель думает иначе и ищет специалистов со знанием своего или похожего продукта и индустрии. Именно поэтому иногда бывает сложно сменить не только профессиональную область, но и индустрию, в которой вы работаете. То же и с профессиями: легче перейти в область, хотя бы в чём-то смежную с вашей. Менеджер по продажам, переквалифицировавшийся в маркетолога, — более реалистичная история, чем логист, ставший бухгалтером, хотя каждый случай индивидуален. Всё реально, и мы действительно иногда встречаем на собеседованиях людей, которым удалось круто изменить свой карьерный путь.
Как сменить профессию
Мария Афанасьева, визажист:
Я работала в крупном издательстве. Выполняла функции редактора и PR-менеджера. Откровенно говоря, я прекрасно понимала, что нахожусь не на своём месте. Не то чтобы я не справлялась. Напротив, меня даже хвалили и всячески, как это водится, мотивировали повышением зарплаты. Только вот просыпаться с каждым днём хотелось всё меньше и меньше. Именно в таком масштабе. Вопрос о смысле собственной жизни накрывал тяжким грузом и из состояния глубокой апатии вытягивали только занятия танцами.
Я всегда мечтала найти то, что будет мне действительно по душе, и много наблюдала. Разбирая старые вещи, нашла кулёк с красками и кисточками. И тут меня осенило. Я очень любила рисовать в школе. И я очень люблю всё, что связано с красотой. Мне нравится наблюдать за людьми. В общем, на очередном приёме у своего стилиста, за работой которого я всегда следила с большим удовольствием и думала о том, что хотела бы уметь делать то, что делает она, я попросила совета, где можно научиться делать макияж. Так я оказалась у гуру визажа Нанары Березиной. Первые шаги были непростыми, но дороги назад для себя я просто не видела. Мне кажется, нужно дойти до какой-то точки невозврата, чтобы не сомневаться в выборе нового пути.
Так получилось у меня. Я решила поступать в театрально-художественный колледж на художественно-гримёрное оформление театра. Поступила на бюджет. Подруга подсказала, что помимо высшего образования государство нам может предоставить среднее специальное бесплатно. Помимо работы над академическим рисунком и живописью посещала различные мастер-классы по макияжу и причёскам. Попробовала работать в магазине профкосметики, на съёмках и в фотостудиях. В итоге попала на телевидение. Столкнулась с необходимостью уверенной работы с волосами и нашла свадебное агентство, где учат делать шикарные причёски. Сейчас в основном я работаю с невестами и телеведущими. Думаю над дальнейшими шагами. Мечтаю о своём творческом пространстве. В Москве безумная конкуренция и бешеный темп работы, но, когда действительно получаешь кайф от того, что делаешь, появляются силы и уверенность.